Каспий: посторонним вход воспрещен

Второй саммит государств «Прикаспийской пятерки» (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении). в загородной резиденции бывшего иранского шаха «Садабад» Сегодня в Тегеране целый ряд информационных агентств мира пытается свести   к рабочей встрече российского и иранского президентов. И не удивительно, ведь на кону стоит срыв американо-европейской игры в регионе.

Само посещение российским президентом страны, которую Вашингтон включил в «ось зла», вызывает нескрываемую тревогу в администрации Буша. Этот визит расценивается как ответный ход на упорство США в вопросах ПРО и отказ в совместном использовании Габалинской РЛС.

Перспектива создания российско-иранского альянса настолько пугает и обескураживает США, что в западной прессе немедленно начала муссироваться тема о том, Россия имеет еще больше стимулов, чем США и Европа, добиваться безъядерного статуса Ирана. Некая частная разведывательная фирма Stratfor, на прошлой неделе пустила информацию о том, что дальность полета иранской баллистической ракеты Shahab-3 составляет 900 миль и «ставит в потенциальный предел досягаемости очень многие индустриальные и населенные центры России». А французский президент Николя Саркози поспешил оповестить всех о том, что Москва якобы собирается ужесточить свою позицию. В дополнение ко всему был пущен слух о том, что группа террористов собирается совершить покушение на Путина во время его пребывания на территории Ирана.

Такая шумиха неудивительна, учитывая тот факт, что уже на стадии предварительных договоренностей  в противовес американской идее создания американской «Каспийской охраны» нефтяных объектов, открывающей прямую дорогу американским военным в регион, было достигнуто соглашение о непредставлении права прохода в/из или внутри Каспийского моря для судов под флагом государств, не являющихся членами «Каспийской пятерки», а также о том, что только государства «пятерки» будут обладать суверенными правами в отношении моря и его ресурсов. Проще говоря, и для США и для Европы доступ к прикаспийскому нефтяному «пирогу» будет закрыт. 

Конечно, у самого Тегерана, как и у Западных партнеров, есть свои основания для недовольства. Вопрос раздела Каспийского моря является немалым камнем преткновения между Россией и Ираном. Иран, которому принадлежит всего 13% береговой черты  Каспия, претендует на равную долю при разделе шельфа и дна Каспийского моря (по 20% каждому из пяти прикаспийских государств). В то же время Россия, Казахстан и Азербайджан уже заключили между собой соглашения, которые отдают им контроль над 64% моря в его северной части, провели равноотстоящие от своих берегов линии по Каспию и де-факто используют шельф и дно как свои национальные секторы.

С этой целью после саммита в Ашхабаде 2002 года были подписаны протоколы к Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря, российско-азербайджанское Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря, трехстороннее Соглашение России, Азербайджана и Казахстана о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря и др. Аналогичных договоренностей по южной части Каспия достичь не удалось.

Как бы то ни было, нынешний саммит  в гораздо большей степени нацелен на обеспечение безопасности жизнедеятельности и суверенитета прикаспийского региона, на его защиту от внешней агрессии, чем на решение иранской «ядерной проблемы».
Под эгидой президента России началось укрепление и развитие региона. Впервые в противовес американской идее «военного удара» Владимир Путин призвал страны Каспия не предоставлять свою территорию для военных действий против одной из прикаспийских стран. «Важно, что мы говорим о невозможности предоставления своей собственной территории для других стран в случае агрессии, либо каких-либо военных действий в отношении одного из прикаспийских государств», - заявил он на саммите в Тегеране.

Параллельно обсуждались экономические и экологические проблемы Каспия. Российский президент предложил ускорить работу по созданию транспортных коридоров в регионе Каспийского моря с последующим построением канала, связывающего Каспий с Черным и Азовским морями, а также выдвинул идею о том, чтобы все крупные энергопроекты предварительно обсуждались в рамках «Прикаспийской пятерки» и одобрялись общим согласием. «Экологическая безопасность должна стать мерилом безопасности всех проектов на Каспии, особенно в сфере освоения и транспортировки энергоресурсов…Проекты, способные нанести серьезный ущерб экологической обстановке на всем Каспийском море, не должны и не могут реализовываться без обязательного предварительного обсуждения в рамках «каспийском пятерки» и принятия консенсусных решений в интересах нашего общего Каспия».

Таким образом,   стало очевидно, что Россия считает Каспий и прилегающее к нему территории приоритетной зоной своих национальных интересов и предпримет все усилия, чтобы не допустить в него США и страны Европы или создать на его южных рубежах второй Ирак.

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить