Иран собрались расколоть по югославской матрице

Иран для его противников кажется более «крепким орешком», чем саддамовский Ирак. Но на иранской земле есть благодатная почва для сепаратизма, и её уже стараются культивировать США и Турция. Пока что Иран выглядит прочным государством. Но если страну захлестнёт волна сепаратизма, Иран может повторить трагическую судьбу бывшей Югославии.

Сепаратизм в Иране сейчас является объектом пристального изучения не только учёных, но и политиков. Все дело в том, что наличие недовольной части и частей населения в стране, ведущей такую агрессивную политику, может быть использовано стратегическими противниками Ирана, в первую очередь – США, как для оказания давления на Тегеран сейчас, так и для формирования «пятой колонны на будущее».

Более чем 70-миллионный Иран — многонациональное государство. Согласно переписи населения, персы составляют 51 % населения, азербайджанцы   — 24 %, мазендеранцы   — 8 %, курды   — 7 %, арабы — 3 %, белуджи и туркмены   — по 2 %. Кроме того, в стране проживают по нескольку сот тысяч армян, ассирийцев, гркзин и афганцев. В целом же 70 % населения относятся к иранским народам.

Вопрос о наличии сепаратистских движений в Иране довольно любопытен сам по себе. Так, последние два года участились массовые акции протеста в иранском Южном Азербайджане. Впрочем, угроза сепаратизма в Иране исходит не только от азербайджанцев. В Иране много курдов, которые давно с завистью поглядывают в сторону иракского Курдистана, который де-факто пользуется правами автономии в послевоенном Ираке. Есть и арабы, компактно проживающие на юге Ирана. США не скрывают своей поддержки арабской организации "Муджахеддин-э-Хальк", которая еще во времена Саддама Хусейна вела войну против иранского режима на ирано-иракской границе».

С другой стороны, несмотря на активность курдов и арабов, ключевым фактором в дестабилизации внутренней обстановки в Иране могут стать лишь азербайджанцы, составляющие примерно четверть населения страны. Пока что азербайджанское национально меньшинство не проявляет широкой активности на политическом поле и выходить из состава Ирана не собирается.

Однако активность Турции, руководствующейся идеей «тюркского единства», может подготовить почву для открытого выступления азербайджанцев против Тегерана. Всплеск сепаратизма в Иранском Азербайджане может вызывать волнения курдов и туркмен, еще в начале 80-х ожесточенно сопротивлявшихся исламскому режиму.

Что же касается курдского сепаратизма, то тут может сложиться ситуация, аналогичная иракской, с той лишь разницей, что курдов здесь проживает довольно мало. Район их проживания до сих пор остается экономической периферией страны, здесь господствует низкотоварное сельское производство, уровень жизни низок даже по иранским меркам. В 60-е и 70-е годы центральное правительство следовало политике индустриализации Курдистана, что способствовало определенному развитию его промышленности и транспортной сети.

Центрами курдского сепаратизма в пределах Ирана являются города Мехабад и Сенендедж. Первый короткое время даже находился под полным контролем курдов во время Исламской революции 1979 г. В этих городах сильны позиции официально запрещенной Демократической партии Иранского Курдистана (ДПИК), которая с 1979 г. ведет борьбу за предоставление курдам автономии в рамках Ирана. Численность отрядов ДПИК оценивается в 8 тыс. боевиков. Тем не менее, и здесь речи о выходе из состава Исламской Республики Иран не ведется. Скорее всего, курды, проживающие на территории Ирана, в случае создания независимого Курдистана скорее пойдут на частичную эмиграцию, чем выдвинут требование о предоставлении им независимости.

Как видно из всего вышеуказанного, сепаратизм в Иране носит весьма ограниченный характер и любые попытки перехода к активным действиям жестко пресекаются Тегераном. Пока обстановка в Иране не накалена до предела и угрозы массового сепаратизма нет. Реальный же накал обстановка может получить в следующих случаях:

В то же время угрозы существованию страны существуют. Так, резкая активизация политики Турции по насаждению идеологии «тюркского единства под покровительством Анкары» всем тюркским государствам и национальным меньшинствам может рано или поздно привести к попытке выхода иранских провинций, населенных азербайджанцами (это большая часть севера страны) из состава Ирана.

Это, в свою очередь, приведет к активизации сепаратистских настроений среди других меньшинств, особенно среди курдов, белуджей (на границе с Пакистаном) и арабов. А финансирование американцами иранских курдов и активная работа спецслужб среди этого традиционно самого активного национального меньшинства Республики Иран может повлечь за собой попытку выхода курдов из состава ИРИ и повторения сценария, изложенного выше.

Если худшие опасения сбудутся, Ирану грозит раскол подобный тому, что имел место с бывшей Югославией. Такой план будет очень выгоден США, благо, опыт подобных искусственных разделов стран у них имеется.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *