Преемнику Туркменбаши пригодятся методы Хрущева

Новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов – компромиссная фигура, которая обеспечит передышку перед началом настоящей борьбы за власть. Взять страну под контроль попытаются, прежде всего, Тегеран и Вашингтон. Каждый из них сделает ставку на своего претендента. Чтобы остаться у власти, Бердымухаммедову следует вспомнить советскую историю. 

С избранием нового президента в Туркменистане завершился первый этап переходного периода. Никто не предполагал революционных изменений в системе власти. Трудно ожидать от страны, жившей 15 лет при авторитарном режиме каких-то радикальных шагов в сторону демократизации. Все определяет время и люди у власти.

Это только в спорте побеждает сильнейший. В политике же, когда умирает вождь (да еще неожиданно), ему на смену приходит слабейший претендент – управляемый и удовлетворяющий все группировки, которые стремятся к трону.

В этом и секрет нестабильности любого государства, потерявшего диктатора. При видимой приверженности курсу Туркменбаши, задача нового лидера состоит в том, чтобы остаться у власти и вовремя почувствовать опасность со стороны соратников.

Между тем, борьба предстоит нешуточная. Выдержка – обратная сторона стремительности. Выдвинув родственника Ниязова, главные игроки в борьбе за власть как бы берут тайм-аут.

Легитимность соблюдена, у населения появился всенародно избранный президент, зарубежным партнерам демонстрируется поворот к демократии. Соседи вполне успокоены преемственностью в экономической сфере. Газ как шел, так и будет идти.

Теперь можно выдохнуть и оглядеться. Внутри страны тишина. Оппозицию Туркменбаши прополол так, что она не только не прорастет на родной земле, но и заграницей вряд ли способна стать конкурентом. Значит, поддержку для будущего прихода к власти надо искать за рубежом – прежде всего у тех, кто заинтересован в туркменском газе.

Какой из кланов предложит выгодные условия в случае прихода к власти, то и победит. Выбор широк.

После ослабления позиций в Центральной Азии американцы через свои компании стремятся в Туркменистан. Они имеют сторонников в туркменском руководстве.

Серьезную конкуренцию Вашингтону составит Иран. На время центром столкновений станет Ашхабад. Тегеран будет разыгрывать исламскую карту, постоянно шантажируя туркменскую власть радикализацией общества по сценарию Талибана. Какой-нибудь клан или группировка обязательно захочет оседлать эту идею в союзе с Ираном для прихода к власти.

Для Ашхабада это козырь в игре с Вашингтоном, для Тегерана – подножка американцам и позиционирование себя как регионального лидера.

После смерти Сталина высший пост в государстве занял Хрущев – человек не самого крепкого ума, но избранный единогласно. А в июне, опасаясь за свое место, он инициировал арест более опытного и напористого Лаврентия Берия, которого в декабре 1953 года расстреляли. Потом появилась антипартийная группа – высшие лица государственной власти, потенциально способные сместить Хрущева. И вновь – опала и отставки, на этот раз без крови.

Если вспомнить, как быстро был подведен под уголовное дело председатель туркменского парламента, чтобы не мешал в борьбе за власть, то прослеживается определенная закономерность в жизни властных структур после ухода вождя.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить