Фильм «Первые на Луне»: СССР освоил Луну на 31 год раньше, чем США

На последнем Венецианском МКФ  фильм российского дебютанта Алексея Федорченко «Первые на Луне» разделил Гран-при за лучший документальный фильм с польской лентой «Восток рая» (в конкурсе «Горизонты»). Картина стартует в российских кинотеатрах 29 сентября. Что символично, поскольку режиссер тоже родился в этот день. Директор 62-го Венецианского кинобиеннале Марко Мюллер в разговоре с Федорченко посетовал на то, что его отец ушел из жизни, так и не увидев русской ленты. Оказывается, Мюллер-старший всю свою жизнь занимался русской документалистикой.


Однако картина Алексея Федорченко сделана в совершенно новом для российского кинематографа жанре мокьюментари ( mockumentary от англ. documentary - документальный фильм и mock - насмешка, подделка, фальсификация, жульничество, подражание, имитирование, копирование, пародия, дразнилка, стёб). По фильму, первыми на Луну ступили вовсе не американцы, а советские космолетчики. Произошло это достойное событие в 1938 году - почти за четверть века до полета Юрия Гагарина и на 31 год раньше, чем это сделали американские астронавты. Об этом никто не знал, потому что советские спецслужбы засекретили всю информацию и большинство документов уничтожили.

Отечественные конструкторы, вдохновленные идеями самородка Земли Русской К.Э. Циолковского и по чертежам (вымышленного) конструктора Федора Супруна ( Виктор Котов ) построили космическую ракету. До этого на небесах побывала хрюшка, специально для этой цели опоенная вином. В это же время группа специально отобранных будущих космолетчиков усиленно готовится к полету. Среди будущих покорителей космоса спортсменка-комсомолка Надежда Светлая ( Виктория Ильинская ), лилипут, работавший в цирке «пушечным ядром», мартышка Дуська (распятая подобно Христу на тренажере) и космонавт № 1 - Иван Харламов ( Борис Власов ), которого в результате и отправят на орбиту.

Обо всем этом в фильме рассказывает единственный оставшийся в живых член засекреченной команды Ханиф Фаттахов (молодого и старого его играют соответственно Анатолий Отраднов и Алексей Славнин ). По воле авторов фильма, старик Фаттахов умирает в своей мастерской прямо во время съемок фильма-расследования. С кадрами советской хроники смонтирована съемка частной жизни будущих героев космоса, сделанная чекистами-«топтунами». Забавная сцена, в которой за ходом тренировок наших героев внимательно наблюдают офицеры вермахта, пришла в голову режиссеру. Изначально ее в сценарии не было. Кадры всамделишной якобы кинохроники сопровождает ироничный закадровый текст: «Откуда здесь взялись немцы – неизвестно. Наверное, по обмену приехали». Федорченко придумал этот ход, потому что «единственной державой, занимавшейся в то время космическими разработками, была именно Германия».

В 70-х годах прошлого века в Венгрии сняли игровое кино, в котором была предпринята беспрецедентная попытка имитации «кинохроники времен наполеоновских войн». Поцарапанная пленка, плохой звук, замедленная съемка. Памятуя об этом, корреспондент «Правды.Ру» задал режиссеру Алексею Федорченко свой первый вопрос:

- В любом случае, новаторство всегда предполагает традицию. Кто у вас числится в мэтрах, повлиявших на вас косвенно или непосредственно?

- Как ни странно, Вуди Аллен ( Woody Allen ). Я так говорю потому, что мне его картины понравились. Я посмотрел их после того, как сделал свою. Там было много таких вещей до которых мы не додумались. Из других режиссеров - Такеши Китано ( Takeshi Kitano ). Особенно его средний период. «Фейерверк», например. Это основной режиссер, с которым приходилось, что называется бороться, потому что слишком большое увлечение было в тот период. Очень нравится Паоло Пазолини . Ну и конечно, не считая советской документальной хроники.

- Остальные фильмы, которые вы собираетесь снимать, тоже будут выдержаны в этом же жанре?

- В этом стиле больше ни сам снимать не буду, да и другим не посоветую. Это неправильно, если вослед за единичным экспериментом пойдет целая череда однотипных фильмов. Мы сейчас заканчиваем картину, которая называется «Новые ботинки». Ее тоже можно отнести к жанру мокьюментари. Я определяю ее, как документальный фильм по сказке. Это совсем другое кино. Фильм о жизни современных марийских языческих жрецов. Все действующие лица – настоящие жрецы. Все эти люди фактически играют самих себя. Фильм начинался, как документальное кино, но перерос в сказку. Следующий мой проект называется «Железная дорога» - это притча: более традиционное кино.

- Как бы вы определили свою главную творческую тему?

- «Первые на Луне» - это третий фильм трилогии, которая начиналась как документальное кино. Главная тема трилогии – взаимоотношение государства и маленького человека. Первый фильм - «Давид» - о судьбе мальчика, который попадает под пресс государственных машин нацистской Германии, Франции, Англии и Советского Союза. Он выжил, сохранив при этом человеколюбие, добротолюбие, силу духа… Следующий фильм – «Дети Белой Могилы» - о насильственном переселении народов в Северный Казахстан: чеченцев, немцев, корейцев, поляков, украинцев. Фильм о людях, переварившихся в этом страшном котле, которые сумели найти в себе силы обрести там свою Родину. Третий фильм об отношении государства к своим лучшим людям. Я начал снимать этот фильм, получилось нечто иное, наверное больше про расплату. Я его отложил и нашел сценарий «Первые на Луне». На самом деле, этот фильм о том, как настоящие герои, титаны, сильные, умные, честные люди, оказываются расходным материалом для своей Родины. Луна в фильме, конечно, не цель, а лишь мотив, средство.

- Как воспринял фильм-фальшивку зарубежный кинозритель?

- Во-первых, мне не кажется, что это фильм-фальсификация. В этом случае был бы несколько другой уклон. В титрах не было бы указаний имен актеров. Подготовленные зрители могут определить, что это игровое, а не документальное кино. Это не мистификация. А зарубежный зритель мало чем отличается от нашего.

- С какой готовностью поддержала вас в начинаниях Свердловская киностудия и бюджет в миллион долларов – это мистификация или нет?

- Когда фильм запускался, я был в руководстве киностудией, поэтому она не могла не поддержать этот проект (улыбается). Сейчас мы создали собственную кинокомпанию, которая называется «29 февраля». Она зарегистрирована в прошлом, високосном году и занимается своими проектами. Что касается сценария фильма «первые на Луне», то он не новый, примерно 1996-97 года. Точно не помню. Победитель в сценарном проекте «Зеркало». Один из лауреатов. Он был запущен на одной из московских студий, но в связи с какими-то личными делами, но в основном из-за дефолта, фильм заморозили. Нам удалось получить права на него и у прежнего режиссера, и у Госкино. Такой фильм в столице стоил бы в несколько раз дороже. Это однозначно. Работа ручная. Мы отказались от компьютерной графики. Использовали традиционную комбинированную съемку, чтобы точнее передать дух того времени. Год снимали, а потом еще в течение года монтировали. Даже при тех, более чем скромных зарплатах в городе Екатеринбурге, чем в Москве, бюджет потянул на довольно солидную сумму. По расчетам московских продюсеров, здесь картина стоила бы раза в три дороже.

- Часть картины снята на старой советской пленке «Тасма»?

- Да, причем мы искали бракованную пленку, а не ту, что в малых количествах производят сегодня. Проявка представляла определенную трудность. Часть проявки делали во ВГИКе. Это студия наиболее творчески поставляет брак. Нас она вполне устроила. Мы снимали на 8-12 кадров в секунду – распечатывали на 24-х, чтобы передать дыхание того времени. Снимали старыми камерами. За счет этого на экране получился эффект старины.

- В Венеции во время просмотра на титрах включили свет, чтобы зрители не разобрали, что их разыграли. Это так?

- Поскольку фильм там был заявлен как документальный, в какой-то момент свет действительно включили немножко раньше, чтобы поддержать такую «провокацию».

- Вы не возмущались?

- Зачем? Фильм давно уже живет самостоятельной жизнью отдельно от меня.

- Кто написал такую тревожную музыку к фильму?

- Композитор Сергей Сидельников из Свердловска. Он работал на всех моих проектах. Замечательный кинокомпозитор, который работает несколько иначе, чем другие его коллеги. Он берет уже смонтированный фильм и пишет к нему музыку. В картине играет музыка и Прокофьева, и Шостаковича, но последняя песня на стихи Брюсова «Вперед, мечта» - авторская. Городской романс в середине фильма «По Варварке, по Варварке» - на мои стихи. Музыка тревожная, несмотря на патриотические мотивы. Состояние тревоги не покидает даже в самые смешные моменты ленты. Мы специально добивались этого эффекта.

- Как восприняли картину реальные герои космоса из Звездного городка?

- На премьеру картины мы пригласили космонавтов из Звездного городка. Они восприняли тему настороженно, потому что для них имя Юрия Гагарина – святое имя. Любое посягательство воспринимается ими, как вторжение в их жизни. Не зная о чем фильм – они восприняли его как насмешку. Чего, конечно же, в ленте нет.

- Это было новое поколение космонавтов или ветераны?

- В первую очередь мы приглашали героев космоса с именем. Они не пришли. На меня большое впечатление произвел один человек, который подошел ко мне и сказал, что действительно всё так и было и все очень похоже на правду. Не фактически, но мы передали тот дух. Это был человек, который управлял с Земли Луноходом. Вся грудь в орденах, пожилой. Для меня это была высшая похвала.

Справка:
Алексей Федорченко - продюсер, сценарист, режиссер. Родился в 1966 году в городе Соль-Илецк Оренбургской области. В 1988 году окончил Уральский политехнический институт. В 2000-м - факультет дополнительного профессионального образования ВГИКа (сценарная мастерская Л.Кожиновой, В.Черных и Ю.Рогозина).

С 1990-го года работает на Свердловской киностудии, с 2001-го - руководитель продюсерского управления студии.

За документальный фильм «Давид» получил призы МКФ в Стокгольме и Люблине. «Первые на Луне» - полнометражный игровой дебют. Приз «За лучший дебют» и Приз гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Кинотавр» 2005 г. И уже упомянутый приз в Венеции тоже этого года.

Фильмография:
2005 — Первые на Луне
2003 — Дети Белой Могилы
2002 — Давид
2000 — Необыкновенный концерт
1999 — Классика Z (с Сергеем Нохриным)

Фото с сайта Arthouse

Венецианский фестиваль обещает быть политкорректным на вкус и цвет

«Братья Гримм», «Казанова» и суши-вестерн с «голубенькими» ковбоями в одной венецианской гондоле

Кто первым вступил на Луну: дискуссия на форуме

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
"Северному потоку-2" дышит в спину западный конкурент
Украинцы боятся выходить из дома и готовятся к бойне
Россию захлестнут протесты: народ восстает против пенсионной реформы
Российская либеральная оппозиция прокляла "предателя" Трампа
Все реакции: Трампа хотят уничтожить за сговор с Путиным
Мэй "прогнулась" по российскому вопросу
Мэй "прогнулась" по российскому вопросу
Мэй "прогнулась" по российскому вопросу
Мэй "прогнулась" по российскому вопросу
Мэй "прогнулась" по российскому вопросу
Муж научил собаку воровать деньги у жены
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Украина потребовала от Трампа покаяться за встречу с Путиным
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Трамп объяснил, почему не считает Россию даже соперником
Сербия опять не признала Косово. И даже больше
Украина потребовала от Трампа покаяться за встречу с Путиным
"Северному потоку-2" дышит в спину западный конкурент
Россия вывела деньги из госдолга США для золотого удара
Украинец - это партийная принадлежность