Фильм «Первые на Луне»: СССР освоил Луну на 31 год раньше, чем США

На последнем Венецианском МКФ  фильм российского дебютанта Алексея Федорченко «Первые на Луне» разделил Гран-при за лучший документальный фильм с польской лентой «Восток рая» (в конкурсе «Горизонты»). Картина стартует в российских кинотеатрах 29 сентября. Что символично, поскольку режиссер тоже родился в этот день. Директор 62-го Венецианского кинобиеннале Марко Мюллер в разговоре с Федорченко посетовал на то, что его отец ушел из жизни, так и не увидев русской ленты. Оказывается, Мюллер-старший всю свою жизнь занимался русской документалистикой.

Однако картина Алексея Федорченко сделана в совершенно новом для российского кинематографа жанре мокьюментари ( mockumentary от англ. documentary - документальный фильм и mock - насмешка, подделка, фальсификация, жульничество, подражание, имитирование, копирование, пародия, дразнилка, стёб). По фильму, первыми на Луну ступили вовсе не американцы, а советские космолетчики. Произошло это достойное событие в 1938 году - почти за четверть века до полета Юрия Гагарина и на 31 год раньше, чем это сделали американские астронавты. Об этом никто не знал, потому что советские спецслужбы засекретили всю информацию и большинство документов уничтожили.

Отечественные конструкторы, вдохновленные идеями самородка Земли Русской К.Э. Циолковского и по чертежам (вымышленного) конструктора Федора Супруна ( Виктор Котов ) построили космическую ракету. До этого на небесах побывала хрюшка, специально для этой цели опоенная вином. В это же время группа специально отобранных будущих космолетчиков усиленно готовится к полету. Среди будущих покорителей космоса спортсменка-комсомолка Надежда Светлая ( Виктория Ильинская ), лилипут, работавший в цирке «пушечным ядром», мартышка Дуська (распятая подобно Христу на тренажере) и космонавт № 1 - Иван Харламов ( Борис Власов ), которого в результате и отправят на орбиту.

Обо всем этом в фильме рассказывает единственный оставшийся в живых член засекреченной команды Ханиф Фаттахов (молодого и старого его играют соответственно Анатолий Отраднов и Алексей Славнин ). По воле авторов фильма, старик Фаттахов умирает в своей мастерской прямо во время съемок фильма-расследования. С кадрами советской хроники смонтирована съемка частной жизни будущих героев космоса, сделанная чекистами-«топтунами». Забавная сцена, в которой за ходом тренировок наших героев внимательно наблюдают офицеры вермахта, пришла в голову режиссеру. Изначально ее в сценарии не было. Кадры всамделишной якобы кинохроники сопровождает ироничный закадровый текст: «Откуда здесь взялись немцы – неизвестно. Наверное, по обмену приехали». Федорченко придумал этот ход, потому что «единственной державой, занимавшейся в то время космическими разработками, была именно Германия».

В 70-х годах прошлого века в Венгрии сняли игровое кино, в котором была предпринята беспрецедентная попытка имитации «кинохроники времен наполеоновских войн». Поцарапанная пленка, плохой звук, замедленная съемка. Памятуя об этом, корреспондент «Правды.Ру» задал режиссеру Алексею Федорченко свой первый вопрос:

- В любом случае, новаторство всегда предполагает традицию. Кто у вас числится в мэтрах, повлиявших на вас косвенно или непосредственно?

- Как ни странно, Вуди Аллен ( Woody Allen ). Я так говорю потому, что мне его картины понравились. Я посмотрел их после того, как сделал свою. Там было много таких вещей до которых мы не додумались. Из других режиссеров - Такеши Китано ( Takeshi Kitano ). Особенно его средний период. «Фейерверк», например. Это основной режиссер, с которым приходилось, что называется бороться, потому что слишком большое увлечение было в тот период. Очень нравится Паоло Пазолини . Ну и конечно, не считая советской документальной хроники.

- Остальные фильмы, которые вы собираетесь снимать, тоже будут выдержаны в этом же жанре?

- В этом стиле больше ни сам снимать не буду, да и другим не посоветую. Это неправильно, если вослед за единичным экспериментом пойдет целая череда однотипных фильмов. Мы сейчас заканчиваем картину, которая называется «Новые ботинки». Ее тоже можно отнести к жанру мокьюментари. Я определяю ее, как документальный фильм по сказке. Это совсем другое кино. Фильм о жизни современных марийских языческих жрецов. Все действующие лица – настоящие жрецы. Все эти люди фактически играют самих себя. Фильм начинался, как документальное кино, но перерос в сказку. Следующий мой проект называется «Железная дорога» - это притча: более традиционное кино.

- Как бы вы определили свою главную творческую тему?

- «Первые на Луне» - это третий фильм трилогии, которая начиналась как документальное кино. Главная тема трилогии – взаимоотношение государства и маленького человека. Первый фильм - «Давид» - о судьбе мальчика, который попадает под пресс государственных машин нацистской Германии, Франции, Англии и Советского Союза. Он выжил, сохранив при этом человеколюбие, добротолюбие, силу духа… Следующий фильм – «Дети Белой Могилы» - о насильственном переселении народов в Северный Казахстан: чеченцев, немцев, корейцев, поляков, украинцев. Фильм о людях, переварившихся в этом страшном котле, которые сумели найти в себе силы обрести там свою Родину. Третий фильм об отношении государства к своим лучшим людям. Я начал снимать этот фильм, получилось нечто иное, наверное больше про расплату. Я его отложил и нашел сценарий «Первые на Луне». На самом деле, этот фильм о том, как настоящие герои, титаны, сильные, умные, честные люди, оказываются расходным материалом для своей Родины. Луна в фильме, конечно, не цель, а лишь мотив, средство.

- Как воспринял фильм-фальшивку зарубежный кинозритель?

- Во-первых, мне не кажется, что это фильм-фальсификация. В этом случае был бы несколько другой уклон. В титрах не было бы указаний имен актеров. Подготовленные зрители могут определить, что это игровое, а не документальное кино. Это не мистификация. А зарубежный зритель мало чем отличается от нашего.

- С какой готовностью поддержала вас в начинаниях Свердловская киностудия и бюджет в миллион долларов – это мистификация или нет?

- Когда фильм запускался, я был в руководстве киностудией, поэтому она не могла не поддержать этот проект (улыбается). Сейчас мы создали собственную кинокомпанию, которая называется «29 февраля». Она зарегистрирована в прошлом, високосном году и занимается своими проектами. Что касается сценария фильма «первые на Луне», то он не новый, примерно 1996-97 года. Точно не помню. Победитель в сценарном проекте «Зеркало». Один из лауреатов. Он был запущен на одной из московских студий, но в связи с какими-то личными делами, но в основном из-за дефолта, фильм заморозили. Нам удалось получить права на него и у прежнего режиссера, и у Госкино. Такой фильм в столице стоил бы в несколько раз дороже. Это однозначно. Работа ручная. Мы отказались от компьютерной графики. Использовали традиционную комбинированную съемку, чтобы точнее передать дух того времени. Год снимали, а потом еще в течение года монтировали. Даже при тех, более чем скромных зарплатах в городе Екатеринбурге, чем в Москве, бюджет потянул на довольно солидную сумму. По расчетам московских продюсеров, здесь картина стоила бы раза в три дороже.

- Часть картины снята на старой советской пленке «Тасма»?

- Да, причем мы искали бракованную пленку, а не ту, что в малых количествах производят сегодня. Проявка представляла определенную трудность. Часть проявки делали во ВГИКе. Это студия наиболее творчески поставляет брак. Нас она вполне устроила. Мы снимали на 8-12 кадров в секунду – распечатывали на 24-х, чтобы передать дыхание того времени. Снимали старыми камерами. За счет этого на экране получился эффект старины.

- В Венеции во время просмотра на титрах включили свет, чтобы зрители не разобрали, что их разыграли. Это так?

- Поскольку фильм там был заявлен как документальный, в какой-то момент свет действительно включили немножко раньше, чтобы поддержать такую «провокацию».

- Вы не возмущались?

- Зачем? Фильм давно уже живет самостоятельной жизнью отдельно от меня.

- Кто написал такую тревожную музыку к фильму?

- Композитор Сергей Сидельников из Свердловска. Он работал на всех моих проектах. Замечательный кинокомпозитор, который работает несколько иначе, чем другие его коллеги. Он берет уже смонтированный фильм и пишет к нему музыку. В картине играет музыка и Прокофьева, и Шостаковича, но последняя песня на стихи Брюсова «Вперед, мечта» - авторская. Городской романс в середине фильма «По Варварке, по Варварке» - на мои стихи. Музыка тревожная, несмотря на патриотические мотивы. Состояние тревоги не покидает даже в самые смешные моменты ленты. Мы специально добивались этого эффекта.

- Как восприняли картину реальные герои космоса из Звездного городка?

- На премьеру картины мы пригласили космонавтов из Звездного городка. Они восприняли тему настороженно, потому что для них имя Юрия Гагарина – святое имя. Любое посягательство воспринимается ими, как вторжение в их жизни. Не зная о чем фильм – они восприняли его как насмешку. Чего, конечно же, в ленте нет.

- Это было новое поколение космонавтов или ветераны?

- В первую очередь мы приглашали героев космоса с именем. Они не пришли. На меня большое впечатление произвел один человек, который подошел ко мне и сказал, что действительно всё так и было и все очень похоже на правду. Не фактически, но мы передали тот дух. Это был человек, который управлял с Земли Луноходом. Вся грудь в орденах, пожилой. Для меня это была высшая похвала.

Справка: Алексей Федорченко - продюсер, сценарист, режиссер. Родился в 1966 году в городе Соль-Илецк Оренбургской области. В 1988 году окончил Уральский политехнический институт. В 2000-м - факультет дополнительного профессионального образования ВГИКа (сценарная мастерская Л.Кожиновой, В.Черных и Ю.Рогозина).

С 1990-го года работает на Свердловской киностудии, с 2001-го - руководитель продюсерского управления студии.

За документальный фильм «Давид» получил призы МКФ в Стокгольме и Люблине. «Первые на Луне» - полнометражный игровой дебют. Приз «За лучший дебют» и Приз гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Кинотавр» 2005 г. И уже упомянутый приз в Венеции тоже этого года.

Фильмография: 2005 — Первые на Луне2003 — Дети Белой Могилы2002 — Давид2000 — Необыкновенный концерт1999 — Классика Z (с Сергеем Нохриным)

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить