Автор Правда.Ру

Чувственность вместо концепций

Программа Петра Шепотинника "8 1/2" на XXV Московском международном кинофестивале
XXV Московский международный кинофестиваль в самом разгаре, и уже можно строить какие-то предположения относительно выбранных организаторами фильмов. Во всяком случае следует отметить, что темы терроризма, насилия, подавления личности, темы смерти, обнажения человеческой — животной — сущности настолько доминируют, что можно подумать, будто детище Никиты Михалкова слилось с фестивалем Правозащитного кино. Такое кино покупают россйские прокатчики, пытаясь задавить авторскими проектами голливудскую чернуху, разнообразить прямолинейно-узколобые фильмы "про борца" чистыми эмоциями, откровением, живыми людьми, которые умеют чувствовать, или, наконец, поисками новых художественных форм выразительности.

Программа Петра Шепотинника "8 1/2" дает самое яркое представление о том, как меняют человека обстоятельства, какое впечатление производит смерть близкого или трагедия всемирного масштаба, как хрупка жизнь и что никаких денег не может стоить индивидуальность. И никаких сухих концепций, несмотря на сложные образы и интересную операторскую работу, только простой язык спокойного и вдумчивого повествования.


11 минут и 9 секунд любви и ужаса

Фильм "11 сентября" снимали 11 режиссеров из Европы, Северной и Латинской Америки, Африки, белые и арабы, с одинаковой болью воспринявшие события в Нью-Йорке, не поддержавшие ни сторону атакующих, ни сторону пострадавших и объяснившие это тем, что у каждой трагедии есть большое количество "но". Одним из таких "но" являеются афганские дети, которые видят только пески, которые учатся в школе, где нет ни парт, ни стульев, ни даже стен, которые знают одну единственную башню, круглосуточно дымящую неподалеку. Другое "но" - бедная семья в африканском государстве, мальчику приходится работать, чтобы хоть как-то прокормить себя и умирающую мать. Третье "но" - беженцы из Югославии, которые никогда не вернутся на родину, потому что просто нет больше такой страны. Четвертое "но" - события в Чили в начале 70-х, когда США истреблением мирных жителей начали насаждать свободу, изгнавшую многих на чужбину. Боевые действия в Боливии, война во Вьетнаме, последствия Хиросимы и Нагасаки, война с Японией, после которой бойцы, вернувшись к родным, не желали оставаться людьми. Какой ужас увидел или испытал один из героев фильма на той "священной войне", что предпочел уподобиться змее, пожирающей крыс и греющейся на солнышке? Не бывает "священных войн" - говорили режиссеры из 11 стран и 4 континентов, кричали, взывали своими небольшими сюжетами, укладывающимися в 11 минут 9 секунд и еще один кадр.

Если спросить жителей любого уголка планеты, помнят ли они, как прожили свое 11 сентября 2001 года, каждый непременно расскажет, как узнал о событиях. Личная история, свой взгляд и реакция на тот трагический день есть и у режиссеров, участвующих в организованном Аленом Бриганом проекте. "Когда я увидела по телевизору, как рушатся эти две башни, я подумала, что смотрю фильм с отличными спецэффектами...", — вспоминала участница фильма "11 сентября" Самира Махмальбаф. Многие в это время были на съемках или обдумывали свои новые картины, за которые так и не смогли взяться после 11 сентября, потому что мир теперь переменился.

Наиболее сильное впечатление на зрителей произвели те 11 минут и 9 секунд, заполненные темным экраном с закадровыми голосами, наперебой рассказывающими о трагедии, шумом, который образуется, если непрерывно настраивать радиоприемник. И вся информация того дня, начавшаясь с чудесного солнечного утра, в дальнейшем будет крутиться вокруг факта, что люди, пытаясь спастись, прыгают из окон. И вдруг — картинка — стремительно летящие вниз тела. И еще, и еще, быстрее, приближенно...

Клод Лелуш увидел тот страшный день через историю возлюбленных. Она — глухонемая писательница, приехавшая из Франции в Нью-Йорк. Он — экскурсовод для глухонемых, у которого на этот день, 11 сентября, запланирована встреча возле "близнецов". И не зная, куда Он ушел, не обращая внимания на дымящиеся в телевизоре башни торгового центра, девушка думает о том, как страшно ей его потерять. И Он вернется к ней, не подозревающей о его опасности, вернется весь в грязи, но живой.

Шон Пенн тоже поведал любовную историю, только не молодых людей. Режиссер крупным планом показал пожилого человека, преданного своей умершей жене, существующего только мыслями и воспоминаниями о ней, заботой о ее платьях, которые по очереди покоятся на кровати, будто она возлежит рядом с ним. Старик так занят любовью, что не замечает, как за окном быстро уменьшается тень от заслонивших его дом от солнца башен-"близнецов". Но он в восторге оттого, что комната наполняется светом, что распускаются давно увядшие цветы любимой. В память о ней, в память о всех безвинно пострадавших и расплатившихся смертью за большие идеи политиков, за статус великой империи, погибших 11 сентября 2001 года.
Продолжение следует...

Наталия Бойко,
Специально для ПРАВДА.РУ

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Названы самые популярные у россиян подарки на Новый год
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры