Французский поэт осложнил отношения Турции и ЕС

Готова ли Турция к вступлению в Евросоюз? Очередное сомнение на этот счет возникло вчера, в связи с решением Европейского суда по правам человека.  "Нарушением свободы мысли и высказываний" признан запрет турецких властей на публикацию эротического романа знаменитого французского поэта Гийома Аполлинера "Одиннадцать тысяч дев". Написанного, между прочим,  аж в 1907 году.

А начало нынешней скандальной истории относится к 1999 году. Издатель Рахми Акташ напечатал роман Аполлинера и был оштрафован по решению местного суда на полторы тысячи долларов за "подстрекательство и эксплуатацию религиозных чувств, а также публикацию аморальных произведений". Весь тираж  книги был уничтожен.

Акташ с таким решением не согласился и в 2004 году подал иск в Страсбургский суд. Указав, что, запретив издание, турецкие власти нарушили Европейскую конвенцию о правах человека.
Суд постановил: "властям демократического общества не подобает изъятие подобных книг и вынесение денежного штрафа издателю". Для Турции, которая очень хочет войти в  евросоюзовское семейство, это довольно неприятное решение.

Дело в том, что каждая страна, претендующая на вступление в ЕС, обязана выполнить определенную программу условий, чтобы доказать свою готовность стать частью европейского сообщества. И дело отнюдь не упирается в экономические показатели. Скажем, применительно к Турции одним из важных требований является изменение ее законодательства. В первую очередь, в отношении правовой сферы и соблюдения гражданских свобод.

Дело "Аполлинера - Акташа" как раз доказывает, что в Турции с этим совсем не просто. И рассчитывать на некие послабления, особые "льготные" условия и т.п. она вряд ли может. Многие члены Евросоюза категорически настаивают на том, что никаких исключений из общих правил допускать нельзя.

В европейском сообществе раздается немало тревожных голосов насчет того, не приведет ли вступление 70-миллионной Турции в ЕС к изменению европейских норм и законов, которые будут "подогнаны" под нее.

В свою очередь, в  этой стране довольно ощутимы силы, отвергающие целесообразность вступления в Евросоюз, тем более, если для этого необходимо  изменять своим традициям и правилам.

Фото: AP

И решение Европейского суда  радикальные турецкие круги, вполне вероятно, воспримут как стремление насадить не только чуждую, но и аморальную культуру.  В этой связи любопытно заявление бывшего германского посла в Турции Ханса-Йоахима Вергау: "Полноправное членство Турции значительно повлияет на идентичность ЕС. Поэтому нельзя гарантировать, что отношение к Турции будет таким же, как, например, к Болгарии или Словакии. Иной подход будет предусмотрен как при оценке соответствия критериям ЕС, так и при определении процедуры и сроков выполнения условий полноправного членства".

Напомним, что попытки сближения Турции с европейским сообществом начались еще в 1963 году. А в августе 2002-го ее парламент утвердил программу реформ "по адаптации к ЕС", которые бы позволили начать переговоры о вступлении. Но пока прорыва так и не последовало. В результате прихода в 2004 году к власти исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) многое из достигнутого было похоронено.

Заметим, что сразу после ее победы на выборах влиятельная французская газета Mond отметила, что теперь процесс вступления Турции в ЕС будет осложнен: "победа ПСР поставила непростую задачу перед Европейским союзом, готовящимся к переговорам с Турцией о вступлении в ЕС. На ПСР лежит историческая ответственность продемонстрировать, что ислам и демократия совместимы. Если партии удастся примирить ислам и современность, то она послужит примером арабскому миру, соединив в себе культурное наследие ислама и непоколебимую приверженность демократии и правам человека, в особенности правам женщин".

За шесть лет ситуация изменилась лишь в худшую сторону. Представители ПСР, несмотря на декларации о намерении вступить в ЕС, на деле до сих пор не смогли доказать Европе свою готовность к этому.

Читайте также: О вреде телесериалов, или Как поссорились Турция и Израиль

И нынешние руководители страны - президент Абдулла Гюль и глава кабинета Кемаль Ататюрк, являясь ярыми поборниками исламских ценностей, проводят кампанию по отходу от принципов светского государства.

Именно поэтому отменен запрет на ношение в учебных заведениях традиционной исламской одежды и введено изучение Корана в школах.

Неудивительно, что Европейская комиссия в прошлом году засвидетельствовала: за последние четыре года процесс демократизации в Турции замедлился. Особенно много вопросов вызывает ситуация со свободой слова, гражданским контролем вооруженных сил и правами немусульманских общин.

И вывод, в частности, сделан такой: "Правовая система Турции абсолютно не гарантирует соответствующую европейским стандартам свободу слова".

Но премьер-министр Турции Тейип Эрдоган 30 января, заявив, что Турция не намерена отказываться от вступления в ЕС, в то же время подчеркнул: "ЕС не должен стать христианским клубом. ЕС не должен принимать участия в кампании исламофобии... Я никогда не смирюсь с анти-исламизмом. Как мусульманин я буду защищать свою позицию столько времени, сколько потребуется".

Объективности ради эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко отметил в интервью "Правде.Ру", что по сравнению с 1980-ми годами Турция заметно продвинулась в плане демократии. "Сейчас уже можно, - поясняет он, - выходить и протестовать против властей, и за это никто не будет вас преследовать. Несомненно, что Турция - одна из самых демократичных стран Ближнего Востока. Но говорить о наличии гражданского общества, что позволило бы ей вступить в ЕС, нельзя.  Положение с этим плачевное, особенно в отношении национальных меньшинств.

Партия справедливости и развития, - продолжает наш собеседник, - проводит "умеренную исламизацию". Впрочем, ее руководство играет с огнем. На примере Ирака и Сирии видно, что "исламизация сверху" рано или поздно вызывает "исламизацию снизу". Иными словами, это чревато внутриполитическим обострением.

ПСР проводит наступление на светскость и пытается укрепиться как одна партия власти. И запреты на книги вроде Аполлинера как раз отвечают стратегии ПСР, руководство которой продвигает исламские нормы морали в обществе, зачастую несовместимые с теми гражданскими свободами, о которых говорят в ЕС", - подытожил эксперт.      

А начальник сектора Турции Института востоковедения Наталья Ульченко обращает внимание на то, что "с экономической точки зрения, к турецкой стороне у Евросоюза меньше всего вопросов. Но запрет книги Аполлинера говорит о том, что гражданские свободы в этой стране находятся на довольно низком уровне и она  не готова к вступлению в ЕС.

А  для дополнения "правовой" картины, наблюдающейся в Турции, приведу такой пример. Недавно власти там решили - чтобы избежать обвинений со стороны ЕС в ущемлении прав женщин - преследовать в уголовном порядке за адюльтер и женщин, и мужчин. До этого обвиненную в содеянном женщину могли побить палками. Однако, сами понимаете,  реакция ЕС на подобную новацию была весьма негативной".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить