«Garpastum» - игра в футбол, где проигрывает зритель

Фильм Алексея Германа-младшего «Garpastum» известен тем, что он был в конкурсной программе 62-го Международного Венецианского кинофестиваля 2005 года . Нам не известно как он туда попал, но мы вполне согласны с мнением жюри, которое не отметило эту ленту высшей наградой.

Если первоначальный замысел романа о декабристах под пером Льва Толстого превратился в эпопею «Война и мир», то подлинная история советских футболистов братьев Старостиных, выживших в ГУЛАГе, в сценарии Александра Вайнштейна и Олега Антонова вылилась в нудный рассказ о двух вымышленных братьях Андрее и Николае, живущих в 1914 году. На этом перекличка с «зеркалом русской революции» кончается, потому что никакого отношения к высокому искусству этот фильм не имеет.

Яйцеголовые критики отмечали, что для героев картины «секс, война и футбол оказываются в одном и том же ряду жизненных переживаний. И, возможно, футбол из них – самое сильное». Стоило ли ради этого два битых (буквально) часа терроризировать зрителей? Террор – иначе не назовешь работу звукорежиссера Сергея Соколова: за кадром играет милитаристский марш духовой оркестр, лает ветхая днями псина и благим матом орет чадо. Вечно раскисшие футбольные поля, на которых играют братья, почти всегда подернуты влажным туманом и мглой. Такой видеоряд хорошо знаком телезрителям, которые смотрят новости о торфяных пожарах в Подмосковье. Напомним, что действие фильма разворачивается летом 1914 – от убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда и до объявления Россией мобилизации.

- Мы с оператором Олегом Лукичевым старались делать его монохромным, с небольшим количеством цвета. Немного напоминает выцветшее европейское кино 60-70-х годов, - признался Герман-младший.

Сын пошел по стопам отца Германа, который в «Двадцати дней без войны» так и не показал Вторую мировую или Великую Отечественную. Герман-юниор избежал демонстрации Первой мировой войны. Что касается секса и спортивных зрелищ, то в количественном отношении преобладают вторые. Правда, о вагине говорится чуть ли не с первых кадров фильма, когда один из братьев упоенно читает вслух справочник по акушерству и гинекологии, рассматривая картинки готовящихся стать матерями обнаженных женщин. И еще пара сцен, в которых Аница ( Чулпан Хаматова ) соблазняет своего молодого любовника. В одном из эпизодов «вязка» происходит в позиции doggy-style (подчеркнуто обозначенная звуком собачьего лая). В процессе акта героиня Хаматовой курит, длинную как фаллоимитатор, папиросу. После животного соития стоит показать футбол.

- В отличие от Вайнштейна, я отношусь к футболу… никак, - рассказывает Герман-младший. – Скажу страшную вещь: я ни разу не был на футбольном матче. Снимая футбольные сцены, мы старались избавить их от упрощенной драматургии игры, пытались решить футбол как эстетику, показать старые спортивные формы, ну и, конечно, эмоциональные пики состязания. Думаю, будь герои не футболистами, а теннисистами, было быпримерно то же самое.

Пожалуй, актерские работы нужно отметить. Всегда прекрасно играет Чулпан Хаматова . Гоша Куценко  в роли поэта Александра Блока без примелькавшегося зрителям лысого черепа. Талантливо сыграли - только что закончивший школу - Дима Владимиров (Шуст) и студент Академии театрального искусства Саша Быковский (Толстый). Дебютант Евгений Пронин (Андрей) – еще одна режиссерская находка. Обладательница гран-при Театрального Общества Грузии «Золотая маска» Ия Сухиташвили (Вита) из Тбилиси, прошедшая театральную выучку у Роберта Стуруа. К сожалению, до выхода фильма в прокат не дожил Павел Романов (Дядя). Он работал на Ленинградском ТВ. Снялся у Алексея Германа в фильме «Трудно быть богом» и у Германа-младшего – в главной роли «Последний поезд». Большой знаток секретов кулинарного искусства, он написал книгу «Застольная история государства Российского». Человеком «без всякого актерского честолюбия, зато с массой человеческих достоинств», назвал Павла Романова режиссер-постановщик фильма «Garpastum».

О названии. Игра называлась harpastum (от греческого harpaston – хватать) и скорее напоминала нынешнее регби. Мяч был сделан из овощей, обвязанных конским волосом или девичьими волосами. По-русски игру называли гарпастум, но в титрах написали латиницей, заменив литеру «H» на «G». Очередной изыск? Равно как и посетители литературного салона, знаменитости Серебряного века: Осип Мандельштам, Владимир Ходасевич, Анна Ахматова, Корней Чуковский, Александр Вертинский и его тезка Блок. Все в эпизодах.

В итоге, в фильме нет ни войны, ни богемы, ни спорта, ни любви, ни Северной Пальмиры. Вялое повествование о попытках протагонистов картины собрать деньги на приобретение пустыря для будущего футбольного поля, заканчиваются смертью одного из них. Уголовщина, безумный папаша братьев, террорист Гаврила Принцип и полуразрушенный сарай в окрестностях Петербурга, вскоре переименованного в Петроград.

- У нас была идея сделать кино о Петербурге, - рассказывает Алексей Герман-младший, - убрав весь джентльменский набор того (ампир, барокко), что мы знаем об этом городе. Хотелось сделать Петербург эдаким Манчестером, большим рабочим городом. Плюс архитектура модерна. Но в городе становится все меньше мест, где можно снимать то время.

Чувствуется, что ребята «не играли в крупнобюджетное кино» (фраза режиссера), а за 75 дней сварганили артефакт за пределами МКАДа. Как сказал Герман-младший:

- Если бы фильм снимался в Москве, он стоил бы миллионов пять-шесть. Наш

Нужно ли кино, даже за вдвое меньшую сумму, если сказать при этом нечего?

Венецианский фестиваль обещает быть политкорректным на вкус и цвет

«Братья Гримм», «Казанова» и суши-вестерн с «голубенькими» ковбоями в одной венецианской гондоле

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить