"Новая афганская политика" США не вдохновила Турцию?

Весьма вероятно, что Анкара не поддержит планы Вашингтона по расширению военного присутствия в Афганистане. Более того, она выступает против использования своего нынешнего воинского контингента в этой стране.

Вышедшие 3 декабря турецкие газеты приводят высказывания министра национальной обороны страны Веджди Генюля, заявившего накануне, что турецкие военные, уже находящиеся в Афганистане, не будут участвовать в боевых операциях.

198149.jpegПо информации местных СМИ, ссылающихся на источники в дипломатическом ведомстве страны, 7 декабря об этом может заявить и турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган на встрече в Вашингтоне с президентом США Бараком Обамой. Отвечая таким образом на просьбу американского президента Обамы, обращенную к партнерам по НАТО, послать в Афганистан до семи тысяч своих солдат.

Напомним, что президент США огласил 1 декабря новую американскую стратегию в Афганистане, предполагающую направление туда дополнительного контингента войск. И теперь этот вопрос будет рассмотрен на встрече глав дипломатических ведомств стран Североатлантического альянса, проходящего 3-4 декабря в Брюсселе.

В первую очередь, Вашингтон ожидает именно реакции Анкары. Ничего странного в этом нет, поскольку Турция по мощи своих вооруженных сил вторая среди членов НАТО, а по некоторым позициям обходит даже Германию.

Неудивительно, что американский посол в Турции Джеймс Джеффри 2 декабря объявил: администрация США ожидает от турецкой стороны положительного ответа на предложение увеличить воинский контингент в Афганистане. И заверил, что этот вопрос обязательно будет обсуждаться на переговорах Обамы и Эрдогана 7 декабря.

Но, как пишет влиятельная газета Milliet, турецкий лидер может огорчить американского президента.

Вероятно, Турция намерена сохранить прежнюю официальную позицию. В настоящее время турецкий воинский контингент в Афганистане насчитывает 1750 человек. Он выполняет гарнизонную службу в Кабуле и до сих пор не участвует в столкновениях с талибами.

Турецкие военные считают, что их вклад в операцию НАТО вполне достаточен, апеллируя к тому, что только за ноябрь их контингент в Афганистане был увеличен на 958 человек. Впрочем, какой с них толк, если не собираются стрелять?

Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировали эксперты Сергей Демиденко и Сергей Голубев.

Сергей Демиденко, аналитик Института стратегических оценок и анализа:

- Политика - такая вещь, которая порой формальной логике не доступна. Это относится и к позиции турецкого руководства. Его политическая линия определяется конкретными условиями. Тот же Эрдоган вынужден лавировать между двумя желаниями: войти в Евросоюз и развивать отношения с Востоком. При этом турецкий премьер-министр в силу внутриполитических обстоятельств просто вынужден соблюдать имидж "восточноориентированной" страны и всячески доказывать свою солидарность с мусульманским миром.

В настоящее время восточное направление для Турции главное. Но нельзя забывать и про западное, поскольку Анкара сильно завязана по многим пунктам с Евросоюзом и США. С той же Америкой Турция активно контактирует по части военно-технического сотрудничества.

Да и откуда она будет брать деньги для реализации амбициозных энергетических проектов, как не на Западе? Кроме того, без участия Брюсселя и Вашингтона Анкара не в силах разрешить очень острый для нее курдский вопрос.

Однако никуда не денешься и от союзнических обязательств по НАТО, полноправным членом которого является Турция. Она обязана участвовать во всех операциях, подобных афганской. Сама принадлежность  к Североатлантическому альянсу ей крайне выгодна.

В том числе, в силу, мягко говоря, непростых отношений с Грецией по Кипрскому вопросу, которая также является членом этого военно-политического блока.

Поэтому никакого противоречия в поведении турецкого руководства нет. Оно пытается соблюсти свои интересы как на западном, так и на восточном направлении.

Сергей Голубев, эксперт по истории стран Азии и Африки:

- Одна из причин, почему Турция делает вид, что воюет в Афганистане, во многом обусловлена действиями самих американцев у её границ. Я имею в виду иракский Курдистан. Фактически, американское вторжение в Ирак 2003 года разрушило единое иракское государство.

И это вызвало для Турции дополнительную головную боль. На месте прежде единого Ирака образовались три по сути независимых государственных образования, в том числе населенный курдами север страны.

Напомню, что курдская проблема существует уже более полутора столетий. И наибольшую опасность она представляет именно для Турции, весь юго-восток которой является курдским.

Теперь курдские боевики, борющиеся за независимость своих территорий, по сути, превратили север Ирака в тыловую зону под прикрытием США. И турецкие курды после своих вылазок в Турции преспокойно уходят в Ирак. По сути, под охрану американских штыков. И странно было бы, если бы Турция после всего этого поддержала  США в Афганской войне.


Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить