Сентиментально - политическое

Скажи, западноукраинский читатель «ПРАВДЫ.Ру», когда ты в последний раз был в Крыму? Вот видишь, ты задержался с ответом. То-то и оно. Став украинским, Крым оказался менее доступным моим галицким землякам, чем в советские времена. Поезд туда и обратно обходится нынче в 80 долларов, а уж о самолетном варианте и говорить не приходится: это для богатеев, заказывающих для себя чартерные рейсы «Львов-Симферополь».

 Тем с большей готовностью откликнулся автор этих строк на приглашение принять участие в конференции украинских русистов. Русисты в сегодняшней Украине не в чести. Изучение русского языка и литературы сокращено в школах и вузах до минимума. «Западники» из парламентских образовательных структур спят и во сне видят украинца, читающего Шевченко на английском языке. Поэтому прошлогодний симпозиум украинских русистов стоил его организаторам изрядных служебных неприятностей: прямо в ходе симпозиума был снят с должности проректор Таврийского университета проф. В. Казарин. Но буквально на следующий день оказался назначенным на должность крымского вице-премьера по вопросам культуры! Председатель Верховной Рады Крыма Леонид Грач открыто демонстрирует приверженность России и не дает своих единомышленников в обиду. В настоящее время в Тавриде кипят страсти. «Крымская проблема» на слуху у европейских политиков, о ней делают заявления украинский и российский президенты, на улицах крымских городов — смотри ТВ — толпятся демонстранты.

 По всему этому ваш покорный слуга, подъезжая к Симферополю, испытал определенные сомнения: приглашение поступило по электронной почте, никакими печатями не было заверено, и Бог знает, не случится ли какой накладки.

 Поезд прибыл в Симферополь в полшестого утра. Вхожу на перрон и слышу голос с неба: «Валерий Леонидович Сердюченко, прибывший из Львова на всеукраинский конкурс русистов, приглашается в вокзальный Сервис-центр». Дальше — сплошные сюрпризы. Прелестное создание в фирменной блузке обносит гостей бокалами вина и кофе, раздает папки с информацией, затем нас сажают в «Тойоту» и в сопровождении патрульной машины с мигалками (!) мчат в направлении Ялты. Пассажиры задремали, а автор предался лирическим воспоминаниям.

 ...Каждому, наверное, помнятся знойные степи между Перекопом и Бахчисараем, плавящийся воздух над водами Сивашского залива, но главное, главное — состояние беспричинного счастья, охватывающего любого, кто когда-либо ехал на отдых в Крым. О, Крым, где каждый из нас был юн, смугл, белозуб, любил и был любимым! О, здравница моей души и Таврида моего сердца! Твои яйлы и скалы, тенистые кленовые леса и сарматские степи! И звон стаканов, и плеск поцелуев на бессонных полуночных пляжах. Твои караимские кенассы и татарские мечети, генуэзская Солдайя, греческая Керчь, волошинский Коктебель. Боже мой, а циклопические обрывы Тараханкута, а ослепительно белые стогны Балаклавы и Севастополя! А ялтинская набережная? Кто только ни встречался на ее тротуарах во время вечерних променадов, какие знаменитости ни восседали на ее ресторанных верандах, даря любому рукопожатие, улыбку и любовь. И Черное море, самое синее Черное море, и неизбежный, обморочный, прекрасный курортный роман.

 «Что пройдет, то будет мило». Не войти дважды в одну и ту же реку. Было и скрылось за поворотом жизни.

 Но вернемся в сегодняшнее. Нас поселили в одноместных номерах санатория «Ливадия» и предоставили до следующего дня самим себе. Ваш покорный слуга, разумеется, сразу же направился на ялтинскую набережную — и наткнулся там на знакомого львовянина, аспиранта Львовского отделения УАН Сашка Пасичного, родители которого, оказывается, живут в Крыму. Они переселились сюда из далекого Магнитогорска. Мать Александра — репетитор английского языка, отец трудится в отделе снабжения едва ли не единственного на весь сегодняшний Крым работающего завода «Фиалент». Оклад — 50 долларов. То есть рядовые крымчане живут так же трудно, как и остальная Россия и Украина. Прибрежные обитатели кормятся за счет отдыхающих, но что прикажете делать жителям степного, континентального Крыма, где развалились все совхозы и колхозы, прекратили действовать оросительные и мелиорационные системы, тысячи гектаров земли вновь превращены в первозданную каменистую целину? Я поинтересовался у Александра, почему вдоль трассы «Симферополь-Ялта» так много недостроенных домов. «В основном это крымские татары, — был ответ. — Не все из них сумели вписаться в новые порядки на своей исторической родине. Отсюда и недострой, и разочарование, и даже стычки с местными властями. В нынешнем парламенте всего два крымских татарина. Как они могут улучшить жизнь своего народа, если сельское хозяйство полуострова лишилось всяких инвестиций, а курортно-санаторный бизнес поделен между местными русскими?»

 Короче говоря, для многих крымских татар их историческая родина обернулась не землей обетованной, а суровым жизненным испытанием.

 Наутро — открытие конференции. Начинаешь понимать, с каким размахом готовилось это мероприятие. В зале руководители и профессора кафедр русского языка и литературы большинства украинских вузов, сотрудники академических институтов, главные редакторы журналов, директора издательств, представители российской Госдумы, московское телевидение. В президиуме — Леонид Грач, Митрополит Симферопольский и крымский Лазарь, министры образования и культуры Крыма. К сожалению, некоторые пленарные выступления демонстрируют скорее политическую, нежели научную направленность.

 Проф. В. Казарин: «Преподавание русского языка и литературы как иностранных — стратегическая ошибка. В результате проигрывает не Россия и не русская культура, а Украина. Это борьба против нее самой /.../ Сегодня для нашей страны и других республик СНГ русский язык — самый короткий путь к мировой цивилизации /.../ Борясь с русским языком, мы не только не идем вперед и даже не стоим на месте. Мы движемся назад».

 Проф. Л. Фризман: «Руководители Украины ведут себя двулично и безнравственно. Приехав в Россию выпрашивать поставки газа, они распинаются в своей любви к русскому языку, уверяют, что в Украине он никогда не будет восприниматься как иностранный, что ему обеспечены возможности распространения и развития. А, вернувшись домой, они вновь продолжают творить свое черное дело».

 Моему галицкому уху было немного непривычно слушать столь откровенные пророссийские речи. Оказывается, наряду с «унсовскими» издержками современной украинской политики в ней существуют крайности противоположного рода — и именно они огорчительно дали себя знать на крымском симпозиуме. Слово «дерусификация» повторялось на симпозиуме постоянно, и это при том, что за два дня его работы только один доклад прозвучал на украинском языке! Это был доклад полтавского коллеги доц. П. Михеда о творчестве Гоголя. Во время иных выступлений нам с Павлом Михедом и Александром Пасичным приходилось недоуменно переглядываться. Русско-украинский диалог полностью отсутствовал, потому что на конференцию не было приглашено ни одного украиниста. Почему? Как будто украинская культура не сталкивается сегодня с подобными же проблемами и пользуется неслыханными бюджетными щедротами. Тем не менее, украинская проблематика на симпозиуме полностью отсутствовала, зато масла в огонь подливали неизвестно откуда взявшиеся монархисты со своими дилетантскими призывами.

 За вычетом вот этих политизированных моментов форума он оказался превосходным во всех иных отношениях. Заседания проходили в Ливадийском дворце. Действовали книжные выставки. Одна за другой следовали экскурсии и концерты. Гостеприимство хозяев не знало предела. И вообще, нельзя не воздать должного просветительским усилиям нынешних властей Крыма. Крымский бюджет небогат, но на культуру здесь средств не жалеют. По количеству литературных музеев Большая Ялта превосходит столицы многих стран мира, причем все музеи бесперебойно финансируются. Работают десятки культурных обществ, в прекрасном состоянии библиотеки и читальни, издаются образовательные сборники, план международных научных конференций расписан до 2003 года и поражает разнообразием тематики.

 ...Автор покидал Ялту в ночном троллейбусе. За спиной целовалась и отпивала из бутылок беззаботная молодежь из «Спутника». Звучала русская, украинская и даже польская речь. Все превосходно понимали друг друга.

 

  Валерий Сердюченко

 Львов-Симферополь-Львов

 

 Ссылки по теме:

  "Комсомольская правда":

  На теплоходе музыка играет!

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить