Эфиопский след украинских “Кольчуг”

Комментарий киевского корреспондента “ПРАВДЫ.Ру” Александра Горобца к международному скандалу:

 

 На Украине очень много внимания уделяется очередному «кассетному скандалу», связанному с якобы продажей Киевом Ираку радаров пассивного слежения за новейшего типа самолетами системы «Кольчуга». И хоть информация о такой сделке в оппозиционных украинских СМИ появлялась еще минувшим летом, особого внимания этому не уделялось до тех пор, пока 11 апреля сего года Большое жюри Сан-Франциско не прослушало записи пленок бывшего охранника Л.Кучмы, где глава государства обсуждает с главным торговцем оружием В.Малевым обстоятельства возможной продажи «Кольчуг» Ираку. Сумма сделки составляет сто миллионов долларов США.

 Разумеется, что государственные органы Украины кинулись на защиту президента. Каждый день различные министерства и ведомства выступают на защиту Л.Кучмы, заявляя, что такое в принципе было невозможно. Например, МИД сообщает гражданам, что Украина очень уважает резолюции ООН и потому нужно верить «гарант Конституции» нарушить их не мог. А вот бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк в интервью международному радио «Свобода» заявил-де: Л.Кучма такой руководитель, что ему резолюции ООН до лампочки. Был бы интерес.

 Украинская служба радио Би-Би-Си нашла директора донецкого завода "Топаз" Юрия Рябкина. В эксклюзивном интервью Би-Би-Си он отрицал возможность продажи украинского оружия в Ирак. Именно завод "Топаз" изготавливает уникальную систему пассивного слежения "Кольчуга", которая фигурирует в обвинениях в адрес Леонида Кучмы.

 Юрий Рябкин заявил, что завод выполнил только один контракт: в Эфиопию было продано три установки "Кольчуга". Кроме того, одна установка была передана Министерству обороны Украины. "Мы знаем, где находится наша техника, ведь мы ее обслуживаем и осуществляли пуско-наладочные работы", - сообщил директор "Топаза". Он утверждает, что завод в целом изготовил только четыре установки "Кольчуга".

 Отвечая на вопросы, допускает ли он, что Леонид Кучма мог обсуждать с Валерием Малевым возможность поставки "Кольчуг" Ираку, о чем утверждает экс-майор Мельниченко, Юрий Рябкин сказал, что не воспринимает всерьез эту информацию. Он говорит, что разговоры могли быть о чем угодно, однако это не значит, что они привели к каким-либо результатам. "Да мало о чем я разговариваю со своими подчиненными в той или иной обстановке! Это же частный разговор! Даже если брать эту историю с якобы поставками техники Ираку. Кто-то действительно мог выйти на того же Валерия Малева и предлагать те или иные условия поставки оружия Ираку. Малев мог на очередном отчете у Кучмы сказать, что вот есть такие предложения от Ирака, пока что других нет. Ну, обсудили они эти предложения. Что из этого выходит? Ничего! Это частный разговор, которому никогда не судилось осуществиться…" - сказал Би-Би-Си Юрий Рябкин.

 Активно встал на защиту главы государства киевский еженедельник “2000”. Он провел свое расследование имеющихся фактов по “Кольчугам”. Очень интересными в этом плане есть высказывания по интересующей нас теме начальника департамента контрразведки Службы безопасности Украины Сергея Макаренко. Он, в частности, заявил журналистам “2000”, что в поставке "Кольчуг" Ираку были заинтересованы посредники. "Один из них, страну называть не будем, предлагал поставку "Кольчуг" на Ближний Восток. Когда же мы узнали, что предполагается их реэкспорт, было наложено вето, и этому ушлому господину отказали", - сказал эсбэушник.

 С.Макаренко отметил, что погибший глава "Укрспецэкспорта" Валерий Малев знал об этом предложении. "Валерий Иванович знал об этом. Предлагал вернуться к рассмотрению данного предложения. Последний разговор с ним на эту тему был за неделю до его гибели, - сказал сотрудник СБУ. - Глава "Укрспецэкспорта" ссылался на то, что данная пассивная радарная система предназначена для выполнения оборонительных, а не наступательных задач, что сделка будет крайне выгодной для Украины и ее бюджета. Однако Валерию Ивановичу было сказано, что делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах, поставок в страну, относительно которой действует эмбарго, быть не может. Вернуться к этому вопросу можно только после снятия международных санкций против Ирака

 Как можно понять из этого, что Киев уже не отрицает самого факта возможного разговора главы государства с руководителем "Укрспецэкспорта" Валерием Малевым, который загадочно погиб после того, как скандал с “Кольчугами” вылез из украинского мешка.

 Сегодня эту тему исследует еще один киевский еженедельник – “Зеркало недели”. Из его статьи узнаем, что себестоимость четырех “Кольчуг” составляет всего 2,8 миллиона долларов США, реализационная цена – пять миллионов. Но ведь В.Малев Л.Кучме докладывает о сто миллионах долларов США, которые готов заплатить Ирак. Газета по этому поводу пишет: “Практически в каждой сделке, подразумевающей продажу специализированных товаров, присутствует посредник. У подобного класса людей много функций: от нахождения покупателя и сведения его с продавцом до лоббирования интересов продавца в правительственных коридорах покупателя. Без взяточничества в оружейном бизнесе редко когда обходится. Эти щепетильные функции также берет на себя посредник. Зачастую ему отводится роль накопителя и распределителя «дельты». Доверительность в специфических сделках нередко предполагает следующую схему. Страна продает по заниженной цене посреднику партию товара. Посредник же, в свою очередь, перепродает этот товар за гораздо более серьезные деньги. В случае продажи товара в страны-изгои маржа может увеличиваться в разы. Именно поэтому нет ничего странного в том, что четыре «Кольчуги» себестоимостью в 2,8 млн. долларов и розничной ценой в 5 млн. долларов собирались реализовать за 100 млн. долларов. Как правило «дельта» между ценой, выставляемой государством-производителем, и реальной платой конечного пользователя оседает на частных счетах посредников и до бюджета страны-производителя далеко не всегда доходит…”

 Еженедельник задается вопросом: зачем Эфиопии “Кольчуги”? Стране, не имеющий потенциальных врагов, кроме как Эритреи – молодого государсво, которое, собственно, возникло на основании отделения от самой Эфиопии нескольких ее бывших провинций. Зачем для такой страны очень сложные радары пассивного слежение за целями на море и суше?

 По заверению руководителя украинской контрразведки СБУ Сергея Макаренко, для установки «Кольчуги» на территории приобретшего их государства трижды выезжали сотрудники украинского завода-производителя «Топаз» (в июле 2000, в июне 2001 и в феврале нынешнего года). Как минимум одна из этих поездок, - пишет “Зеркало недели”, - может прийтись на тот момент, когда против Эфиопии и Эритреи действовало эмбарго ООН, введенное резолюцией 1298. Снято эмбарго было решением Совета Безопасности ООН 16 мая 2001 года. Необходимо знать точные сроки поставки «Кольчуг» в Эфиопию, поскольку только в этом случае можно будет твердо убедиться в том, что Украина не нарушала запретов ООН на поставку вооружений в проблемную страну.

 Если международные эксперты всерьез попытаются заняться расследованием, то им придется вычислять, те ли «Кольчуги» находятся в Эфиопии, что были проданы Украиной, или номерные знаки изделий не совпадают с экспортными заводскими маркировками. Что может свидетельствовать о двойной поставке под один контракт. Кстати, на сегодняшний день существуют два варианта «Кольчуг». Как утверждают эксперты, старые «Кольчуги» имели возможность покрывать при слежении пространство в 300 наземных километров и в 600 воздушных. Программа, финансируемая «Укрспецэкспортом», позволила математикам одного из киевских НИИ применить новую технологию расчетов, что позволило увеличить радиус действия «Кольчуги» до 600 наземных и 800 воздушных километров. Какие «Кольчуги» были поставлены в Эфиопию — старые или новые? Какие из них находятся на вооружении эфиопов? И находятся ли вообще?

 Думается, что доказать извне причастность Украины и ее руководства, в случае существования таковой, к нелегальному экспорту вооружений в Ирак будет достаточно сложно. При необходимости Украина и международным экспертам предъявит сертификат конечного пользователя. А уж если эти «Кольчуги» попали каким-то образом из Эфиопии в Ирак, то Украина здесь и ни при чем вовсе. Посредник возможной двойной слежки откажется давать показания и не допустит международных контролеров к собственным счетам, многие из которых могут быть открыты в оффшорах, а не в банках, имеющих мировую репутацию.

 Разумеется, на Украине есть люди, имеющие полную информацию о том, что происходило в «Укрспецэкспорте» на момент, когда его ныне покойным главой владели идеи поставки «Кольчуги» в Ирак. Будь граждане Украины уверены в независимости отечественных следственных органов, оппозиции не приходилось бы ждать милости от Большого жюри США, Госдепа или Совета Безопасности ООН. Это, правда, возможно было бы еще при одном условии — если бы сами граждане Украины могли бы проявить способность критически оценить подобные действия своего руководства. Но массы не возмутили доказательства мздоимства и угроз в адрес журналистов и судей. Какой там Ирак?!

 Перед ими судьба Николая Мельниченко, который выступил за правду, а вот сколько скитается по миру, каждый день опасаясь за свою жизнь и жизнь дочери и жены.

 Тем временем Чарлз Дулфер, бывший заместитель главы Специальной комиссии ООН по Ираку UNSCOM, считает "вполне возможным", что у Хусейна таки появилась "Кольчуга".

 В интервью украинской сдужбе радио “Свобода” он сказал: "Мы проводили нашу работу непосредственно на территории Ирака, и мы видели очень много единиц крупного, важного оборудования, техники, которая каким-то способом была перевезена в Ирак, однако, понятно, с очевидным нарушением санкций".

 Как объяснил Дулфер, его "комиссия и инспекторы на иракской территории занимались вооружениями и технологиями оружия массового уничтожения", и такое оборудование, как украинские радарные системы или обычные вооружения, не входили в предоставленный им мандат ООН. На территории Ирака они "могли только наблюдать за тем, что, несмотря на санкции ООН, обычное оружие оказывалось в этой стране".

 Он указал на то, что "оборудование такой величины, как, например, радарные системы "Кольчуга", можно было заметить в разных местах, где проходила работа инспекторов Специальной комиссии ООН. Поэтому не исключено, что Ирак смог импортировать такое оборудование".

 Чарлз Дулфер, однако, отказался комментировать "происхождение" той техники, которую инспекторы видели в Ираке и которая относилась к категории обычных вооружений. Как он отметил, там можно было увидеть и некоторые современные компьютеры, произведенные в Соединенных Штатах, которые также подпадали под запрет экспорта в Ирак; сложно установить, через какие страны и каких посредников оборудования с возможным использованием в военных целях оказывалось в Ираке.

 "Нельзя осуждать отдельные государства за то, что в Ирак попало произведенное ими оборудование, однако когда речь идет непосредственно о технике военного назначения и оружии, то здесь вопрос должен быть проще - ведь все страны обязываются контролировать, что является конечным местом назначения произведенных ими вооружений", - отметил Чарлз Дулфер, бывший заместитель председателя UNSCOM, который работал в этой комиссии с 1993 по 2000-й год.

 Стоит еще добавить, что роль комиссии UNSCOM передана новой Комиссии ООН по вопросам мониторинга, контроля и инспекции в Ираке UNMOVIC, которую теперь возглавляет доктор Ганс Бликс. Она до сих пор не смогла выслать своих инспекторов в Ирак. Эта новая комиссия создана Советом Безопасности в 1999 году после того, как Саддам Хусейн решил выставить из Ирака всех экспертов ООН по оружию. В интервью американской украиноязычной газете "Свобода" (за 12 апреля) доктор Ганс Бликс на вопрос, имеет ли его комиссия прямое свидетельство, которое подтверждало бы продажу украинской властью оружия Ираку, ответил, что "нет не то что прямых – нет никаких свидетельств".

 И все-таки история с иракской «Кольчугой» долгоиграющая. По всей видимости, в будущем парламенте будет создана комиссия, которая будет проводить свое расследование. Дело в том, что на Украине вопросы экспорта-импорта вооружений сегодня регламентируются лишь актами президента и правительства; базовый закон, который урегулировал бы правоотношения в этой важной сфере, до сих пор не принят. То есть, независимого контроля со стороны парламента нет. Даже обобщенная информация, которую правительство Украины предоставляет международным организациям, является недоступной для отечественных экспертов и журналистов. При таких условиях, согласитесь, нельзя исключать нарушений и злоупотреблений с серьезными негативными последствиями для страны. Что собственно и доказал скандал из “Кольчугами”.

 

  Александр Горобец

 ПРАВДА.Ру

 Киев

 Украина

 

 На снимке: украинская установка «Кольчуга», производства донецкого завода «Топаз».

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить