Сегодня в гостях у ПРАВДЫ.Ру один из самых ярких представителей харьковской школы фантастики Андрей Дашков. Критики, анализируя его творчество, говорят о «перманентном шоке» — и читатель легко может убедиться в их правоте.
Андрей Дашков родился в Харькове в 1965 году. Закончил Харьковский авиационный институт, работает в НИИ электроаппаратостроения. Автор романов «Отступник», Обманутый», «Обезображенный» (трилогия «Странствие Сенора»), «Звезда Ада», «Змееныш», «Слуга оборотней», «Умри или исчезни» и др. О нем говорят как о «сильнейшем Черном Мастере нашей фантастики».
А. Дашков работает «на стыке» многих жанров (черная фэнтези, horror, мистический триллер, психоделика, «твердая» НФ). Не строит литературных планов. В общении с журналистами крайне лапидарен. Вот что удалось выудить у него нашему корреспонденту.
— Что послужило для Вас толчком к литературным занятиям? Прочитанная книга, неразгаданная тайна, плохая погода?
— Вряд ли можно отыскать единственный спусковой крючок — к тому же на рациональном уровне. Наверное, что-то откладывалось в подсознании, и в определенный момент возникла потребность взяться за ручку.
— Вы — один из немногих авторов, пишущих на русском языке в стиле «черной фэнтези» (если только я правильно это определяю). Почему выбрали именно этот путь?
— Во-первых, к «черной фэнтези» можно отнести только ранние вещи — «Странствие Сенора» и трилогию о Стервятнике Люгере. Во-вторых, сознательно я ничего не выбирал и не выбираю — ни «путь», ни жанр — ни раньше, ни сейчас.
— Кажется, в русской литературе нет соответствующей традиции. Что питает столь стойкое пренебрежение всяким гуманизмом?
— Не берусь рассуждать о том, что такое гуманизм, но избавиться от иллюзий, по-моему, важнее, чем вселять ложную веру или надежду. Кстати, чем закончили русские гуманисты в семнадцатом году? И вообще: несмотря на «гуманистические традиции», имеем, наверное, самую кровавую и мрачную историю — по крайней мере по количеству жертв.
— Некоторые страницы Ваших романов заставляют предположить, что Вы очень не любите родной Харьков. Я ошибаюсь?
— Ошибаетесь. Подробнее см. «Двери паранойи» (Издательство «Северо-запад пресс», 2001) стр. 96-97.
— Откуда такое знание аномальных психических состояний? Или — догадка — речь идет как раз о норме?
— Что-то должно быть выражено. Все остальное уже не имеет значения.
— Чем для вас является литература? (профессией?.. дверью в другой мир?.. приятным времяпровождением?..)
— Скорее всего, одним из способов самовыражения.
— «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»... Всегда ли можно? Особенно — на Украине?
— Наверное, и на Украине можно продать что угодно, даже рукопись. Особенно если заключить договор с дьяволом.
— Ваши любимые книги?
— Бессмысленно называть несколько «любимых» книг. Все течет, все меняется. Зависит от возраста, обстоятельств, настроения.
— Что скажете о современной украинской литературной жизни?
— Даже если она существует, то меня это не очень интересует.
— Какой будет литература нового века — на Украине, в России, в мире?
— Для подобных рассуждений вполне хватает критиков и литературоведов. Тем более что реальность наверняка будет отличаться от любых прогнозов. И слава Богу.
— Традиционный вопрос: Ваши творческие планы?
— У меня нет творческих планов.
— А если надоест писать (такое бывает!) — чем займетесь?
— Любовью, а не войной.
Беседовал Андрей Лубенский
ПРАВДА.Ру