Андрей Деркач: «Украинская политика тяжелее Марш-броска в противогазе…»

Сегодня в гостях у ПРАВДЫ.Ру народный депутат Украины, председатель межфракционного объединения «В Европу вместе с Россией» Андрей Деркач. Родился он в 1967 году в Днепропетровске. В 1989 г. закончил Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. Маршала Крылова. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения. В 1993 г. закончил Академию Министерства безопасности России. Был сотрудником Службы безопасности Украины в Днепропетровске. В 1994 г. назначен заместителем руководителя Контрольной службы Президента Украины. В 1996 г. — консультант Президента по внешнеэкономическим вопросам, первый помощник премьер-министра украинского правительства. В 1998 г. избран народным депутатом Украины. Член парламентского Комитета по вопросам бюджета. Глава Политисполкома партии «Трудовая Украина». Почетный президент Информационно-издательской группы «ТелеграфЪ». Член Исполкома Всемирной ассоциации русской прессы. Сопредседатель фонда «Наше будущее». Почетный президент Федерации спортивного ориентирования Украины. Автор ряда книг («Глухов — гетманская столица», «Бесконечно длящееся настоящее. Украина: четыре года пути», «Украина — Россия: испытание дружбой» — в соавторстве). Женат, воспитывает трех дочерей.

— В одной из своих статей Вы писали, что «Украина должна сосредоточиться на себе», стать самодостаточной экономически, политически и психологически. Но реально ли достижение такой цели в условиях глобализации? Особенно интересует экономический аспект.

— Я не случайно назвал свою концепцию «достаточным изоляционизмом». Речь не идет о том, чтобы закрыться от мира, построить вокруг китайскую стену и тихо вымирать. Все как раз наоборот, наша задача осознать свое реальное место в современном мире, избавиться от некоего великодержавного комплекса, который достался Украине в наследство от Советского Союза. Украина — далеко не великая держава даже в европейском масштабе. Я, конечно, говорю не о населении или территории, а об экономическом положении и реальном весе в мировой политике. Почитаешь же прессу, послушаешь речи многих наших политиков, то кажется, что Украина — центр Вселенной. А потом вдруг обижаемся, почему это с нами не считаются, выдвигают ультимативные требования.

Вся проблема в том, что за 10 лет независимости мы так и не поняли, что же собой представляет современная Украина, каковы наши национальные интересы, и, конечно, мы не научились их защищать. Именно поэтому я и предлагаю не делать вид, что мы самые умные, самые сильные, самые великие, а, наконец, набраться мужества и признать очевидное — подавляющее большинство событий в мире не имеют к нам никакого отношение, а влиять на них мы тем более не можем. В этом я вижу главное содержание тезиса о том, что Украина должна сосредоточится на себе самой. Не навязывать себя в участники каких-либо международных событий, где нас все равно не ждут, а заняться решением комплекса внутренних проблем. Только укрепив себя внутренне, прежде всего в экономической сфере, мы можем рассчитывать на то, что в будущем к мнению Украины будут прислушиваться.

— Все-таки создается впечатление, что украинская интеллектуальная элита недостаточное внимание уделяет процессу глобализации. А ведь это, по сути, процесс перераспределения силы, контроля над всеми видами ресурсов, влияния на мировую политику. И пока что это перераспределение — не в пользу Украины. Прогнозирует ли кто-либо последствия глобализации для нашей страны?

— Об этом я и говорю. Мир сейчас таков, что от глобализации нам ни куда не деться. Она сама затягивает нас в свой водоворот. Но с чем мы придем в новый глобальный мир? Ведь, как я уже сказал, у нас до сих пор не выработаны национальные приоритеты. Украинскую элиту раздирает борьба по этому вопросу. Кто-то из журналистов даже назвал ее борьбой «партии Ющенко» и «партии Деркача», имея ввиду, что я всегда выступал за приоритетное развитие отношений с Россией и координацию с ней своих международных усилий, а Виктор Андреевич в общественном сознании очень тесно ассоциируется с проамериканской политикой. В таких условиях Украина не может претендовать на достойное место в новом мире, если нет единого мнения — куда идти, что и как делать. Для этого я и предложил концепцию «достаточного изоляционизма». Мы должны понять, кто мы и что нас ждет в будущем.

— Ваше отношение к «кассетному скандалу», к его причинам и последствиям?

— Скандал очень серьезно обнажил реальные противоречия, существующие в украинском политикуме. Я кое-что понимаю в вопросах оперативной работы и не верю в майора-одиночку. Речь идет об острой внутриполитической борьбе с откровенным задействованием заинтересованных внешних сил. Вновь поднимать ее означает только одно — будоражить и без того напряженную политическую ситуацию накануне выборов. К тому же, как офицер я не приемлю апологии предательства. Все эти Резуны, Гордиевские, Мельниченки — прежде всего предатели и относиться ко всему, что они говорят, надо именно как к словам предателей.

— Вы возглавляете Политисполком партии «Трудовая Украина», следовательно, Вы — один иззаказчиков исследования, проведенного детективным агентством KROLL. Результаты исследования у многих вызывают двойственные чувства. Какое, собственно, задание ставилось перед детективами?

— Это решение не было инициировано мною, но его вынесли на Политисполком. Политисполком проголосовал за неготолько потому, что если была какая-то возможность пролить свет на таинственное дело с исчезновением Гонгадзе, помочь снять хоть частицу боли с его родных и близких — ее надо было использовать. Да, в итоге ничего не получилось. Но, в конце концов, не большего успеха добились и правоохранительные органы.

— Вы были военным, потом закончили Академию Министерства безопасности России, служили в СБУ. Расскажите подробнее об этой странице своей жизни. Как Вы из спецслужбы перешли в политику?

— Должен сказать, что из спецслужб в политику я не переходил. Я занимался частным бизнесом, потом был на государственной службе — заместителем начальника Контрольной службы Президента Украины, консультантом Президента Украины по внешнеэкономическим вопросам, первым помощником премьер-министра и только потом действительно пошел в политику, стал депутатом. Что же касается моей курсантской юности, то, наверное, это самая счастливая, и, как это ни странно звучит, самая легкая часть жизни. Сейчас даже изнурительные марш-броски в противогазах и еще более изнурительное изучение материальной части вспоминается с радостью. Украинская политика несравненно тяжелее.

— «Трудовую Украину» называют олигархической партией. Согласны ли Вы с такой оценкой?

— Отношусь к ней, как к обычному ярлыку, которые принято навешивать в политике. У нас очень часто заранее придумывают какую-то схему, а потом пытаются всю общественную, политическую, экономическую жизнь под нее подстроить. Получается, что, если в «Трудовой Украине» действительно много молодых энергичных людей, сделавших успешную карьеру как в бизнесе, так и в политике, то им обязательно надо приклеить ярлык «олигарх», со всеми вытекающими отсюда негативными характеристиками. Поэтому могу только посоветовать открыть энциклопедический словарь и посмотреть там определение «олигархия», поразмышляв на досуге о том, насколько оно применимо к сегодняшним реалиям Украины или России.

— В интервью «АиФ» Вы заявили, что одним из основных направлений деятельности «Трудовой Украины» является борьба с чиновничьим беспределом. В чем Вы видите проявления этого беспредела? И как на практике партия с этим борется?

— Скорее легче ответить, в чем я его не вижу, хотя, честно говоря, мне даже сложно припомнить подобные случаи. Чиновники и должностные лица и у нас в Украине, и в России, и в других постсоветских странах привыкли действовать так, будто они цари и боги, и никакие законы для них не писаны. Произвол будет существовать до тех пор, пока каждый не осознает, что закон надо соблюдать, пока, в первую очередь, не будет уничтожена тотальная бытовая коррупция. Именно это отвратительное явление разъедает государство подобно раковой опухоли, делает невозможным нормальное функционирование госаппарата. Только тогда все граждане, все люди в нашей стране будут чувствовать себя защищенными, а не игрушками в руках всесильных чиновников. И только тогда конституционное положение об Украине как правовом государстве наполнится конкретным содержанием.

Боремся же мы с «чиновничьим беспределом» единственным путем, доступным политической партии — созданием эффективной правовой базы, позволяющей реально проводить необходимые мероприятия в этой сфере.

— Блок «За единую Украину», куда входит «ТУ», не был пока замечен в особом внутреннем единстве. Удастся ли преодолеть противоречия между партиями-партнерами? А если нет?

— Проблемы действительно есть. И это естественно, ведь в блок объединились все-таки разные партии, разные политические силы. Но я уверен, что все разногласия сейчас нужно отставить в сторону ради главной цели — победы на выборах. А для этого необходимо наладить тесное межпартийное сотрудничество снизу доверху. Ведь речь идет не только о парламентских выборах, но и о выборах в органы местного самоуправления. Наша цель добиться формирования там мощных центристских коалиций. И такая работа сейчас уже ведется.

— Вы, как известно, выступаете за социальную переориентацию бюджета. Что удалось сделать в этом направлении? Чего добиться не удалось и по какой причине?

— Даже в рамках в общем и целом скудного бюджета на 2001 год все-таки удалось добиться увеличения ассигнований на социальные нужды, в том числе на медицину и сферу образования. Конечно, этого совершенно недостаточно, но лучше сделать шаг, чем стоять на месте и спокойно созерцать происходящее. Пусть не намного, но каждый врач и учитель стал получать больше. Надеюсь, что позитивную тенденцию увеличения социальных ассигнований удастся закрепить и в бюджете на будущий год.

— Каким, на Ваш взгляд, будет Верховная Рада после выборов 2002 года? Какие главные задачи ей предстоит решить? Не будет ли среди них пресловутой имплементациитак называемого референдума по народной инициативе?

— Думаю, сейчас еще рано строить какие-то прогнозы и по поводу состава, и по поводу будущей работы, пока можно говорить только о тенденциях. Уверен, что главное не в этом, а в том, чтобы состав и, соответственно, политика будущего состава парламента отвечали потребностям общества. Только тогда можно будет сказать, что мы сделали действительно реальный шаг к построению в Украине цивилизованного государства.

— Вы являетесь членом Исполкома Всемирной ассоциации русской прессы. Расскажите об этой организации подробнее.

— Трагическая история ХХ века привела ктому, что люди, для которых русский язык родной или, по крайней мере, один из родных, разбросаны по всему свету. Я уже не говорю о постсоветских странах, где русский язык известен почти всем. А там, где язык, там и культура во всем своем многообразии. В мире сейчас целое сообщество русских культур. За примерами далеко ходить не нужно – это такое интереснейшее явление, как украинская русская культура, не русская культура в Украине, а именно украинская русская культура. В наш же информационный век пресса в ее широком смысле (включая электронные СМИ и интернет) является самым реальным средством взаимосвязи между носителями русского языка и культуры. С тем, чтобы такая связь не прервалась, а, наоборот, развивалась, и была задумана Всемирная ассоциация русской прессы. Мы уже провели три ежегодных конгресса — в Москве и Сочи, Нью-Йорке, Риге и последний в Киеве, ставший большим событием общественно-политической жизни Украины, как бы кто не называл его «вражеским» или «антиукраинским» мероприятием.

— Каким, на Ваш взгляд, должен быть статус русского языка на Украине? Украинского — в России?

По этому поводу я высказывался уже многократно. Говорить о придании русскому языку статуса второго государственного сейчас вряд ли актуально, так как потребуется внесение изменений в Конституцию, а опыт показал, что эта процедура настолько сложна, что добиться желаемого результата почти невозможно, тем более по вопросу, который может, если его активно поднимать, спровоцировать общественное противостояние. Поэтому самым реальным я вижу европейский путь решения языковой проблемы, и это еще одно подтверждение необходимости активной интеграции Украины совместно с Россией в политико-экономические структуры объединенной Европы. Применение в Украине европейских норм о языках позволит полностью защитить русский язык от любых попыток его дискриминировать. Между прочим, эти нормы касаются не только русского языка, но языков других народов, живущих в Украине. Этим же путем может и должна идти Россия в отношении украинского языка и языков всех других народов. Я знаю, кстати, об этом говорилось на Киевском конгрессе русской прессы, российские власти готовы способствовать развитию украинского языка в России. Проблема здесь в другом — со стороны Украины поддержка диаспор, прежде всего в постсоветских странах, в основном сугубо декларативная. Действительно, вряд ли Россия должна заботиться о развитии украинского языка, если этим на практике не очень озабочены отвечающие за соответствующее направление должностные лица Украины, занимающиеся все больше спекуляциями на национальную тему.

— Существует ли на Украине независимая пресса?

— Отвечу однозначно — нет. Независимой она может быть только тогда, когда будет независимость экономическая. Условий для этого в Украине нет, в том числе они не созданы и на законодательном уровне. Любое же издание, теле- или радиоканал, если они получают субсидии, все равно от кого — от реального или тайного частного собственника или государства, по определению не могут быть независимыми.

— Какие газеты Вы читаете? Какие сайты посещаете регулярно?

— Времени на внимательное прочтение газет у меня всегда не хватает. Поэтому читаю в основном аналитические еженедельники «Зеркало недели» и «Новый век», а новости узнаю из интернет-изданий. Конечно, всегда читаю «Кiевскiй Телеграфъ» и интернет-газету «Версии.сom» — ведь я почетный президент Информационно-издательской группы «Телеграфъ», куда входят эти издания.

— Ваш прогноз: когда Украина-государство наконец перестанет заниматься исключительно своими делами и начнет работать на Украину-общество?

— Когда граждане, наконец, осознают, что государство — это они сами, а не чиновники, и сделают из этого соответствующие практические выводы.

Беседовал Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Украина

Ссылки по теме:

Версии

«Украина криминальная»

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить