Андрей Лубенский: Кучме предложили подать в отставку по морально-политическим мотивам. Реакция была "адекватно бурной"

Четверг, 21 декабря. Почему-то все ожидали, что третий день акции протеста будет самым бурным и массовым. Утром вместе с журналистами одной из черкасских телекомпаний подъезжаем к Майдану Незалэжности (Площадь Независимости). Людей не так уж много, несколько сотен человек. Стоят палатки от партий и от регионов, участника акции раздают горячую пищу. Палаточный городок охраняют ребята из УНА-УНСО. Спрашиваю, не было ли конфликтов с обитателями расположенного рядом палаточного "пропрезидентского" лагеря. Глава Черкасского обкома УНА-УНСО Руслан Зайченко, живущий здесь уже третьи сутки, отвечает, что не было: "Менты ведут себя смирно. Сегодня ночью даже в снежки с ними играли". Все уверены, что в альтернативном лагере из шести палаток обитают замаскированные представители правоохранительных органов. Раздается призыв строиться в колонны. Прихватив знамена и плакаты, участники акции "Украина без Кучмы" направляются к Верховной Раде.

В расположенном рядом парке и у стадиона "Динамо" толпятся участники акции в поддержку президента - много молодежи студенческого возраста, ведут себя довольно безразлично. Протестанты занимают площадку перед зданием парламента и начинают скандировать: "Кучму геть!" и "Где Гонгадзе?". Защитники президента занимают отведенную для них часть площади, между "антагонистами" выстраивается милицейская цепь и ставится металлическая ограда. К обеим группам постоянно подходит пополнение, на "президентской" половине даже появляется оркестр. Вскоре на "президентской" стороне можно наблюдать численный перевес - подходит большая группа, ранее собиравшаяся у стадиона. Но сторонники "Украины без Кучмы" выглядят бодрей: постоянно скандируют лозунги, живо обсуждают события вторника и среды, иногда начинают стыдить собравшихся (или, как все считают, собранных) на альтернативный митинг. "Альтернативщики" практически не реагируют. К счастью, обходится без провокаций.

Спрашиваю у координатора акции "Украина без Кучмы " Юрия Луценко, как проходила состоявшаяся накануне беседа с президентом (со стороны протестующих в ней участвовали он и Владимир Чемерис).

- Мы предложили президенту подать в отставку по морально-политическим обстоятельствам, не дожидаясь результатов экспертизы, - сказал Юрий Луценко. - Потому что, собственно, вопрос не только в "деле Гонгадзе". Мы и раньше знали, что на Украине нет свободы слова, уничтожаются газеты, уничтожаются телеканалы, уничтожаются политики и журналисты, кто угодно, кто может думать не так как Кучма. Поэтому мы предложили президенту не ждать развития событий и пойти в отставку самостоятельно. Ибо, если он будет отправлен в отставку по процедуре импичмента, то потеряет свой пожизненный иммунитет перед законом и может быть отдан под суд по криминальным статьям, а их будет, нам кажется, достаточно много. Потому и предложили ему самоотставку, что вызвало, конечно, адекватно бурную реакцию Кучмы. Он нам, например, заявил, что может выкинуть на площадь в тысячу раз больше людей. Я ему сказал, что не сомневаюсь - денег хватит. Ну и дальше была такая пикировка, но лейтмотивом разговора было следующее: мы ему пытались доказать, и доказали-таки, что он как глава государства отвечает за здоровье тех, кто находится на граните, той молодежи, которая хочет жить в нормальном обществе. И, таким образом, мы предложили идти поступательно по списку требований. По некоторым из них мы достигли в ходе нашей беседы компромисса.

По словам Юрия Луценко, если президент не откажется от данных публично обещаний, участники акции уйдут на рождественские каникулы - палатки с площади Независимости переместятся в регионы. Однако общественный комитет "Украина без Кучмы" будет действовать постоянно, "может снова объявить сбор в Киеве, и мы будем требовать решения основного своего вопроса - отставки Леонида Даниловича Кучмы".

В четверг решения о "каникулах" принято не было. На площади под уже установленной огромной новогодней елкой остаются 37 палаток протестующих против "режима Кучмы". Участники акции шутят, что если придется на майдане встречать Новый год и новое тысячелетие, то - "свой дед Мороз у нас есть!".

Черкассы - Киев.

Автор Андрей Лубенский
Андрей Лубенский — русский поэт и писатель, бывший корреспондент Правды.Ру на Украине *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить