Сухой остаток – ноль

От визита главы японского МИДа Йорико Кавагути в Москву, в общем-то, ничего особенного не ждали. Никто из даже наиболее оптимистично настроенных экспертов не прогнозировал каких-то особых достижений, которых можно было бы добиться в ходе переговоров. Ничего особенного и не произошло… Вопрос – а зачем вообще приезжала госпожа Кавагути?

 Наверное затем, чтобы еще раз рассказать о японских претензиях на четыре острова Южно-Курильской гряды. Только стоило ли ради этого совершать утомительное путешествие из Токио в Москву? О японских претензиях и аргументах в России и так знают достаточно – ничего нового они не содержат на протяжении 50 последних лет, с тех пор, как закончилась Вторая мировая война и острова стали принадлежать сначала СССР, а затем и России.

 Нынешнее японское правительство во главе с Дзюнъитиро Коидзуми фактически перечеркнуло все достижения своих предшественников по этому вопросу. Конечно, территориальная проблема в отношениях между двумя странами существует – этого никто не отрицает. Другое дело, что в Токио ее решение увязывается со всем комплексом двусторонних отношений – от политических до экономических. Но, как это не парадоксально, в данном случае это скорее проблема Японии, нежели России.

 Жесткая, не предусматривающая компромиссов позиция Токио по вопросу принадлежности островов, не может не отражаться на состоянии дел в области торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Потенциал развития в этой сфере очень большой, но его не спешат развивать. Россия, конечно, не против японских инвестиций. Но Москва против того, чтобы увязывать этот вопрос с проблемой так называемых «северных территорий». А в Токио как раз наоборот – все упирается в спорные острова.

 При этом, похоже, в Японии давно осознали, что претензии на Южно-Курильскую гряду бессмысленны – никто в России не помышляет о том, чтобы вернуть острова, претензии на которые, мягко говоря, необоснованны. В конце концов, если уж говорить о развитии торговых отношений, то на Японии свет клином не сошелся. Однако для любого японского правительства признание фактического положения дел равносильно политическому самоубийству. Официальный Токио стал заложником десятков лет усиленной пропагандисткой кампании – общественное мнение страны приучено к мысли о том, что четыре спорных острова являются частью территории Японии. И до тех пор пока будет сохраняться подобное положение вещей, прогресса в отношениях между двумя странами не будет.

 Василий Бубнов

 "ПРАВДА.Ру"

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить