ПУТИНУ УДАЛОСЬ УСАДИТЬ МУШАРРАФА И ВАДЖПАИ ЗА СТОЛ ПЕРЕГОВОРОВ - 4 июня 2002 г.

Мало кто верил в то, что на проходящем сегодня в Алма-Ате Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) состоится личная встреча премьер-министра Индии и президента Пакистана. Правда, Первез Мушарраф давно уже говорил о том, что готов встретиться с Аталом Бихари Ваджпаи без всяких предварительных условий. Однако индийский премьер как раз условия выдвигал. Главное из них заключалось в том, что Пакистан должен прекратить поддержку мусульманских экстремистов, ратующих за независимость Кашмира. Пакистанское руководство, в свою очередь, заявляло о том, что никакой поддержки сепаратистам, кроме моральной, не оказывает. Получался замкнутый круг – вести переговоры вроде бы никто не против, но и первый шаг навстречу делать и Дели, и Исламабад не спешили.

 И вот новый поворот в индо-пакистанских отношениях. Атал Бихари Ваджпаи заявил сегодня в Алма-Ате, что Индия готова к диалогу с Пакистаном. По его словам, "именно Индия выступает с инициативой на протяжении четырех лет по решению кашмирской проблемы и готова вести переговоры с Пакистаном". Ваджпаи также благосклонно отметил, что Первез Мушарраф "предпринимает определенные шаги относительно диалога между Индией и Пакистаном".

 Впрочем, индийский премьер-министр не сказал, когда и в каком формате состоятся индо-пакистанские переговоры. Однако уже сама готовность Индии начать переговоры внушает определенный оптимизм.

 Видимо на готовность Ваджпаи начать переговоры повлияло сообщение о том, что Дели получил свидетельства того, что пакистанские власти приказали исламским экстремистам на подконтрольной Пакистану части Кашмира прекратить проникновения через линию фактического контроля на территорию Индии. Эти сведения - результат анализа перехваченных индийской военной разведкой разговоров по беспроводной связи. Есть также информацию о том, что пакистанское военное командование приказало 10-му армейскому корпусу перекрыть линию контроля, чтобы предотвратить проникновение мусульманских экстремистов в индийский штат Джамму и Кашмир.

 Кроме того, индийская печать писала, что премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи перед отъездом в Алма-Ату получил в телефонной беседе от президента США Джорджа Буша заверения в том, что Исламабад дал США обязательство "положить конец" просачиванию террористов в Индию.

 Если эта информация верна (а в том, что она верна нет практически никаких сомнений, поскольку об этом сообщили все индийские СМИ, которые трудно заподозрить в симпатиях Пакистану), то индийскому премьер-министру не оставалось ничего другого, как выразить согласие на переговоры с Пакистаном. В противном случае вина за эскалацию конфликта целиком и полностью легла бы на Индию. Ведь если бы индийское руководство и дальше отвергало любые попытки начать диалог, можно было сделать вывод о том, что Индия заинтересована в дальнейшем противостоянии с Пакистаном. И тогда из жертвытерроризма,которой сочувствует весь мир, Индия превратилась бы в агрессора, неспособного прислушаться к голосу разума. Так что заявление Ваджпаи о готовности начать переговоры с Пакистаном, в общем-то, закономерно.

 Надо думать, что оно весьма польстило и российской делегации. Если посреднические услуги, которые предложил Владимир Путин, окажутся востребованными, то это станет серьезным достижением российской дипломатии. И личным успехом президента, который взял на себя эту миссию во время саммита Россия-НАТО, состоявшемся 28-29 мая. Впрочем, кому как не Путину брать на себя роль посредника? Европейские государства, нравится им это или нет, большим влиянием на Индию и Пакистан не обладают. За исключением, может быть, Великобритании. Но миссия Джека Стро в Дели и Исламабад на прошлой неделе большим успехом не увенчалась. Конечно, на Пакистан большое влияние имеют США. Но вряд ли Вашингтон в нынешних условиях мог взять на себя роль посредника в мирных переговорах. Хотя бы потому, что это вызвало бы сильное раздражение со стороны пакистанских исламистов. Зачем создавать лишние проблемы Мушаррафу? Возможно, что и Индия с ее претензиями на региональное лидерство, подозрительно отнеслась бы к посредническим услугам Вашингтона, усмотрев в них попытку укрепить американское влияние в регионе.

 Так что Россия, которая имеет давние и прочные связи с Индией, вполне могла рассчитывать на успех. Конечно, пока рано говорить о том, что инициативы российского президента оказали решающее влияние на согласие Ваджпаи начать переговоры. Но, по крайней мере, еще раз доказан непреложный факт – несмотря ни на что, Россия сохранила определенное влияние в мировой политике. Так что если Индия и Пакистан все-таки начнут переговоры, заслуга России в мирном урегулировании конфликта будет неоспорима.

 Впрочем, пока рано говорить о том, что напряженность в отношениях между двумя государствами ушла в прошлое. Кашмирская проблема существует не один десяток лет. Трудно предполагать, что ее удастся быстро решить. Но первый шаг в этом направлении может быть сделан уже сейчас.

 

  Фото из архива NTVRU.com

 

  Олег Артюков

 "ПРАВДА.Ру"

Ссылки по теме:

  ПРАВДА.Ру:

  ВЕСЬ МИР - ЗА МИР. КРОМЕ ИНДИИ И ПАКИСТАНА

  TOP.RBC.ru:

  В.Путин выполнил в Алма-Ате роль посредника и миротворца

  Утро:

  В.Путин: Саммит в Алма-Ате - "событие уникальное"

  Независимая газета :

  В ожидании разрядки

  Известия:

  Путин пошел дорогой Махатмы Ганди

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить