О пользе спонсоров или почему убили Савимби

Вот и пришел конец одному из самых одиозных ангольских лидеров. 22 февраля в бою с правительственными войсками был убит Жонас Савимби, руководитель движения УНИТА (Национального союза за полное освобождение Анголы). Его боевики уже несколько десятилетий держали в напряжении жителей Анголы. Савимби и его приспешники «прославились» тем, что принесли много бед своей стране. Хотя в основе лежало банальное стремление к власти. Которой Савимби так и не добился.

Свою историю УНИТА ведет с 1966 года. Эта организация, наряду с МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы), вела вооруженную борьбу за освобождение Анголы от власти португальских колонизаторов. Однако после того как португальцы ушли из Анголы в 1974 году, между крупнейшими политическими организациями страны вспыхнула борьба за власть, которая закончилась вооруженными столкновениями, положившим начало гражданской войне. МПЛА сделала ставку на Советский Союз, а УНИТА – на ЮАР и Соединенные Штаты. Война не ограничилась противостоянием между враждующими ангольскими группировками. В августе 1975 года на территорию Анголы вторглись южноафриканские войска, которые оставались на территории страны вплоть до марта 1976 года и были выведены оттуда только под нажимом СССР.

Однако после этого боевые действия не прекратились. Правящая партия МПЛА, осознав неспособность справиться с УНИТА собственными силами, обратилась за помощью, с благословения Москвы, к режиму Фиделя Кастро. В результате в конце 1970-х годов в Анголе был размещен кубинский воинский контингент численностью 50 тыс. человек. Кроме того, Советский Союз оказывал правящему режиму огромную военную помощь, поставляя технику и присылая специалистов.

Впрочем, от СССР и Кубы не отставали и Соединенные Штаты, и ЮАР. Благодаря их поддержке, УНИТА сумела захватить контроль над южными и восточными провинциями Анголы. При этом в Вашингтоне и в Претории руководствовались старым, но проверенным принципом: «Савимби сукин сын, но это наш сукин сын». Борьба за влияние в Анголе объяснялась не столько тем, что правивший в Луанде, столице страны, режим МПЛА заявил о своей приверженности социалистической ориентации. В Анголе находятся крупнейшие месторождения нефти, и, главное, алмазов. Если вспомнить, где располагалась (и располагается) монополист алмазного рынка компания «Де Бирс», то становится понятной упорная поддержка такой одиозной личности, как Жонас Савимби. Хотя в приличном обществе таким людям принято не подавать руки.

Впрочем, противостояние Советского Союза и США также не способствовали скорейшему урегулированию ангольского конфликта. Положение начало меняться только в конце 1980-х годов, когда из Анголы начался вывод кубинского контингента. В 1991 году между МПЛА и УНИТА, при содействии СССР и Соединенных Штатов, было заключено мирное соглашение. В 1992 году впервые в истории Анголы состоялись многопартийные парламентские выборы, на которых убедительную победу одержала МПЛА. Однако Савимби и его организация не признали результатов выборов. В стране вновь вспыхнула гражданская война.

Впрочем, на этот раз Савимби потерял поддержку и ЮАР, и США. В Южно-Африканской Республике у власти уже находилось правительство Нельсона Манделы, которому не с руки было поддерживать УНИТА, запятнавшему себя сотрудничеством с режимом расистов. А Соединенные Штаты уже не нуждались в Савимби, поскольку Россия фактически отказалась от сохранения своего присутствия в регионе. В июле 1993 года правительство Анголы заявило о готовности заключить контракты на добычу нефти с американской компанией «Эксон» и британско-голландской «Ройял Датч-Шелл». В результате американцы отменили эмбарго на поставку оружия правительственной армии Анголы.

С этого момента дни Савимби были сочтены. Правительственные войска медленно, но неуклонно вытесняли его боевиков из ранее подконтрольных УНИТА районов на юге и востоке страны. Савимби постепенно лишался привычных источников дохода – торговли алмазами и ценными породами дерева. Из рядов его сторонников началось повальное бегство. УНИТА начала постепенно разваливаться.

Есть ли будущее у этой организации после смерти лидера? В том виде, в каком она существует сейчас, безусловно, нет. Между руководителями этой организации наверняка вспыхнет борьба за власть. И вполне вероятно, что УНИТА развалится на ряд мелких группировок. Любопытная деталь – представители этой организации заявили, что в смерти их лидера повинны иностранные наемники – португальцы, южноафриканцы и, почему-то, израильтяне. Не располагает УНИТА и международной поддержкой. По крайней мере, президент США Дж. Буш готовится принимать в Вашингтоне президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша, с которым намерен обсудить проблемы мирного урегулирования в этом государстве.

Так что МПЛА одержало победу в многолетней войне с УНИТА, за годы которой погибли свыше 500 тыс. ангольцев. Лидеры правящего режима оказались более искушенными политиками, чем их оппонент Жонас Савимби, не сумевший вовремя сориентироваться в изменившейся политической конъюнктуре. Теперь от его преемников зависит, сохранит ли УНИТА хоть какое-то влияние на политическую жизнь страны. А это возможно только при одном условии – эта организация должна прекратить вооруженную борьбу и научиться отстаивать свои интересы парламентскими методами.

Олег Артюков

"ПРАВДА.Ру"

О том же самом в английской версии ПРАВДЫ.Ру: ABOUT THE GOOD OF SPONSORS, OR WHY WAS SAVIMBI KILLED

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить