Василий Бубнов: террористы или военнопленные?

Сообщения о жестоком обращении с пленными талибами на базе в Гуантанамо, постоянно звучащие в последнее время, стали настоящим ударом по победным реляциям, звучащим из Белого дома. Фотографии пленников в наручниках, стоящих на коленях, обошли весь мир. Похоже, в Вашингтоне не ожидали, что вчерашние террористы, как их называют в США, могут вызвать сочувствие. Но именно так и случилось.

Впрочем, американский министр обороны Дональд Рамсфелд поспешил заявить, что «с задержанными обращаются в Гуантанамо надлежащим образом, гуманно, как подобает и в полном соответствии с международными соглашениями. Ни одному задержанному не причинено ни малейшего вреда. Ни один задержанный не подвергся дурному обращению в какой-либо форме». Однако это заявление не возымело должного действия. Напротив, группа правозащитников и религиозных деятелей подала иск в суд Лос-Анджелеса, с требованием передать пленников в гражданский суд и предъявить им официальное обвинение. То есть поступить так же, как и с Джоном Уокером, американцем, воевавшим на стороне талибов. Правда, похоже на то, что рассмотрение этого иска затянется надолго, поскольку лос-анджелесский судья заявил, что его юрисдикция распространяется только на Южную Калифорнию, откуда до базы в Гуантанамо далековато.

На самом деле, американским властям стоит определиться со статусом плененных талибов. Кто это – террористы, участвовавшие в атаке на ВТЦ или все-таки военнопленные, захваченные американской армией во время боевых операций? Понятно, что среди них есть разные люди. Понятны и чувства американских солдат, охраняющих базу в Гуантанамо. Но не уподобляются ли они своим вчерашним противникам? Есть ли разница между каким-нибудь Джоном из Чикаго или Рашидом из Кундуза, если оба издеваются над безоружными пленниками? И почему тогда в Вашингтоне не забывают упрекать в жестокости российских солдат в Чечне? Может и в Америке не все так гладко?

Пока не известен и ответ на вопрос, что американские власти намерены делать дальше с пленными талибами. Отпустят ли их когда-нибудь на родину или этим людям суждено провести остаток своих дней в американских тюрьмах? Ясно только одно – любое общество, считающее себя цивилизованным, не застраховано от проявления мести. Причем даже тем людям, которые напрямую ни в чем перед этим обществом не виноваты. Конечно, человечество придумало для таких случаев Женевскую конвенцию. Однако воплотить в жизнь ее принципы бывает иногда трудно даже самым демократическим странам, гордящимся соблюдением прав человека.

Василий Бубнов

"ПРАВДА.Ру"

Ссылки по теме:

Би-би-си:

Первое слушание по делу о Гуантанамо

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *