Джерд Израэл: ложь по этикету

Правила этикета для прекрасного нового мира

Эта статья написала в ноябре 1999 года, но мы полагаем, что сейчас она так же актуальна, как и полтора года назад.

Говоря о сербах, непременно следует сказать что-то плохое. Не обязательно говорить много, но уж один какой-нибудь негативный фактик усмотреть необходимо. Это не предрассудок, как полагают многие. И это также нельзя назвать следствием мощной кампании, призванной опорочить сербов, потому что они были и остаются главной силой на Балканах, противостоящей великим имперским амбициям (Германии и теперь США), как утверждает Джерд Израэл и другие.

Нет господа, таковы правила этикета.

На Западе, если вас приглашают в гости, а вам туда идти не хочется, необходимо соврать: «Я бы с удовольствием пришел, жаль что не знал раньше…»

А почему нужно врать?

Глупый вопрос. Это обязательно по этикету.

С сербами то же самое. Даже если какая-нибудь газета, ну скажем «Торонто Стар», сообщает о многочисленных событиях, и среди этих многочисленных событий сербские войска не творят в Косово никаких зверств, и даже если вышеупомянутая статья должна внушить некоему уму, что теперь вдруг выяснилось, будто повсеместные рассказы о зверствах сербов лишь вымысел средств массовой информации, то и в этом случае газета должна добавить: «Несомненно в Косово чинились массовые зверства, преимущественно сербскими войсками» («Торонто Стар», 3 ноября 1999 года).

Несомненно? Если вы сообщаете, что половина этих обвинений основана на дезинформации (то есть, на лжи), вы будете утверждать, не прибегая к свидетельским показаниям, что вторая половина – правда? Разве это не противоречит любым доводам здравого смысла?

Противоречит. Но приписывать сербам здравый смысл вовсе не принято.

Так что, нет ничего удивительного в том, что пишет Ричард Гвин в «Торонто Стар»: «В Косово, несомненно, чинились массовые зверства, преимущественно сербскими войсками».

Удивительно то, что выше, в той же статье господин Гвин сообщает, что судебные эксперты – ФБР, Скотланд Ярда, испанской полиции, французской полиции, германской полиции, итальянской полиции, в общей всей полиции мира, кроме Эркюля Пуаро – докладывают, что не нашли тел, о которых можно было бы доложить. Испанские судебные эксперты и в самом деле рановато покинули Косово, надо сказать, с отвращением. Как утверждает статья в гвинской «Стар», значит, не правильно было оправдывать бомбардировки Сербии всем этим «геноцидом». И весьма вероятно, подчеркивает Гвин, истории о массовых убийствах «это чудовищная ложь, состряпанная лишь для того, чтобы оправдать войну».

Пока неплохо.

А теперь, дорогой читатель, полагает, видимо, господин Гвин, перейдем к следующему этапу. Вы ждете далее от него предположений (допустим такую возможность), будто и прочие газетные истории о сербских зверствах «это чудовищная ложь, состряпанная лишь для того, чтобы оправдать войну». Например, что господин Гвин решит, будто это натовские бомбы (и приказы косовской Армии свободы), а вовсе не зверства сербов заставили албанцев во время бомбардировок покинуть Косово.

Как никак, обвинение в том, что албанцев гонят зверства сербов, из того же гнезда, что и истории о массовых захоронениях, которые господин Гвин теперь находит ложными, как и «эта чудовищная ложь, состряпанная лишь для того, чтобы оправдать войну».

Если свидетель дает показание, которое призвано оправдать ужасающие действия, если на всех телеканалах и во всех газетах он трубит все о том же, претендуя на истину в последней инстанции, и если потом половина из проверенных нами показаний оказываются ложью, не следует ли подвергнуть сомнению также истинность того, что мы пока не проверяли?

Гвин утверждает, что НАТО и средства массовой информации правдами и неправдами («чудовищно») распространяли ложь (как это можно правдой распространять ложь?) о массовых захоронениях. Не пора ли ему перейти к следующему этапу: предположить, что и прочие антисербские истории тоже «чудовищная ложь»?

Но до этого следующего этапа господин Гвин так и не дошел. Напротив, он заявляет, словно глашатай веры, что все эти истории о вынужденном «исходе» албанцев из Македонии действительно правда, и добавляет, что «эти войска действовали, очевидно, по приказам Милошевича».

«Очевидно»? Почему «очевидно»? Помните, до сих пор мы имели дело только с сообщениями средств массовой информации, которые вполне могут лгать, допускает господин Гвин («правдами» или «чудовищно»), насчет сербских войск. Вовсе не факт, что эти преступления имели место – стоит ли нам полагаться на средства массовой информации? – но мы должны осудить эти «преступления» Милошевича. Забавно получается.

А теперь – смертельный удар. Господин Гвин добавляет: «Такие действия непростительны».

А можно сказать: писать, как пишет господин Гвин, непростительно. Действительно, зачем ему смешивать правдивые репортажи и настоящую халтуру? Зачем?

Глупый вопрос. Это обязательно по этикету.

Джерд Израэл

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *