Ирина МАЛЕНКО: мятежный Отец Дес. Размышления о том, Как победить Расизм

Отец Дес Вилсон – фигура, хорошо известная в Западном Белфасте и за его пределами как "священник-бунтарь". Сам он видит себя не только обличителем государственной машины и правозащитником (каковым его справедливо считают), но и местным активистом в сфере просвещения, помогающим своей общине. И религиозным деятелем "нового типа" - ведь с самой официальной католической церковью отец Дес давно уже порвал. "Хотя я остаюсь католическим священником, я был вынужден полностью порвать с церковным аппаратом для того, чтобы иметь возможность по-настоящему помогать людям!" - подчеркивает он…

Я встретилась с отцом Десом (в определенной степени коллегой, так как он является постоянным сотрудником газеты ”Андерсонстаун Ньюс”) в его конторке, в маленьком домике на Спрингхилл Клоуз.

Речь у нас шла о росте расизма в сегодняшней Ирландии.

- Ирландцы сами испытали, что называется, на своей шкуре невероятную дискриминацию по национальному признаку, как в Англии и Америке, так и у себя дома, где английское колониальное законодательство еще в ХVII веке фактически на бумаге "отменило" существование ирландского народа как такового... Кажется, что из-за своего собственного исторического опыта ирландцы должны бы лучше, чем многие другие европейские народы, понимать, что такое быть дискриминируемым, и какое гигантское негативное влияние дискриминация может оказать на твою веру в себя, на ход всей твоей жизни... И тем не менее, в данный момент мы видим рост расизма в Ирландии, заметный прямо на наших глазах. Говорят, что это связано с резким ростом числа иммигрантов, прибывающих в непривыкшую к этому страну... Как по-вашему, чем можно объяснить такие сильные негативные эмоции ирландцев в адрес "новичков"?

- Где-то в глубине нашего сознания прячется предрассудок, укоренившееся предположение, что другие народы - тем или иным образом "не так важны", люди "более низкого уровня", - говорит отец Дес. - Ирландцы даже не всегда осознают, до какой степени они подвергались пропаганде, которая исходила в основном - даже не в основном, а почти исключительно! - из англоязычных источников. Дети вырастают, веря в то, что, во-первых, американские индейцы, австралийские аборигены и тому подобное - это "существа нижнего порядка", и что европейцы якобы "имели право" отправиться на эти континенты с целью завоевания и уничтожения их культур и цивилизаций. Во-вторых, на них обрушивается гигантское количество пропаганды через книги, фильмы, газеты, телевидение, утверждающей, что континентальные европейцы - существа "нижнего порядка", чем "великие британцы".

И, конечно, многие из нас попались на удочку этой пропаганды, и каким-то образом она отпечаталась глубоко в подсознании даже у того, кто этого вовсе не хотел... Иногда люди даже не осознают этого сами. Например, ирландские миссионеры честно считали, что "несут свет" и "цивилизацию" африканцам и индейцам, и что наш образ жизни, наше христианство намного лучше всех других - и это дает нам право разрушить культуру других народов... Сейчас, когда смотришь на это из сегодняшнего дня, - такие взгляды и то, к чему они привели на практике, вызывают ужас. Но и до сих пор эти же идеи глубоко "встроены" в человеческие мозги... Так что меня не удивляет, если к нам приезжает человек из, например, Нигерии или Кении, а на него смотрят как на "не такого важного, как мы"... Плюс еще различные расистские предубеждения, типа: "Они отбирают нашу работу, наши дома", "с ними обращаются лучше, чем с нами".

С другой стороны, на американцев мы глядим снизу вверх, раскрыв рот! На британцев мы глядим как на людей, нас превосходящих. И, конечно же, целая история связана с так называемой "холодной войной", когда мы должны были смотреть сверху вниз на русскую или любую другую системы (никарагуанскую, кубинскую и тому подобное...), которые "не одобрялись" британским и американским правительствами: они подразумевались быть "второсортными", и это было "правильно" - разрешить эти системы, так что все это встроено в мозги людей пропагандой... И неважно, сколько у вас есть доброй воли, эти предрассудки все равно дают о себе знать, и я совершенно серьезно считаю: если мы по-настоящему собираемся бороться с расизмом в Ирландии, то начинать надо в первую очередь с антиирландского расизма, который определяет наш взгляд на мир и на самих себя!

А количество антиирландского расизма в ирландских же СМИ - невероятное!

Несколько лет назад исследователи в Канаде обнаружили, что расизм "встроен" даже в школьные учебники, и их пришлось заменить... Самый эффективный способ бороться с расизмом - это обеспечить так, чтобы все его проявления были объявлены вне закона, включая расизм против твоего собственного народа!..

- ...Что подводит меня к моему следующему вопросу: ирландцы здесь, на Севере, до сих пор еще страдают от сектантской дискриминации. То, что мы видим здесь, - это лишь иная форма расизма. Расскажите нам, как эта дискриминация влияет на повседневную жизнь людей?

- С одной стороны, наблюдаются достаточно открытые проявления дикриминации: людям не дают работу, жилье, даже не позволяют жить в определенных районах из-за их религиозного происхождения. С другой стороны, вновь и вновь люди, которые хотят сказать или сделать тебе приятное, высказываются насчет того, как они восхищаются твоей культурой или религией... Это принимает такие масштабы, что иногда просто говоришь самому себе: "Я не хочу больше с этими людьми разговаривать!" - ведь они вновь собираются рассказать мне, сколько католических священников они знают, или насколько замечательны ирландские танцы или ирландский виски... Если следовать их логике, можно дойти до высказываний типа: "Как замечательно встретить ирландского католического священника, потому что он всегда предложит тебе замечательный ирландский виски!"... Глупо? Да! Но так устроено их мышление: что они должны говорить тебе "приятности"...

Другая примечательная черта нашей жизни - ужасная потребность в том, чтобы знать религию каждого твоего нового знакомого... С этим приходится бороться в себе каждому из нас - когда говоришь себе: "Нет, мы не будем об этом даже спрашивать!.."

Но самая ужасная вещь, - это, конечно, дискриминация при приеме на работу и распределении жилья. Сейчас это происходит в немножко меньших масштабах, законодательство против дискриминации в сфере приема на работу хоть плохо, но срабатывает...

- Должна признаться Вам, даже я борюсь с этим в самой себе, хотя я и приехала сюда недавно! Когда меня знакомят с кем-то здесь, этот вопрос сам собой, помимо моей воли, всплывает в голове... Даже если я его вслух и не спрашиваю. И все же есть еще одна разница в отношении к иммигрантам на Юге и на Севере: северяне кажутся мне гораздо доброжелательнее настроенными к нам, гораздо более заинтересованными в нас в плане общения, чем несколько более высокомерные южане... Возможно, это потому, что до недавнего времени иностранцев на Севере было так мало, что каждому из них представители обеих общин стремятся показать свою страну только с лучшие стороны... Но я думаю, еще и потому, что люди здесь лучше знают цену жизни и пережили столько всего, что это позволяет им ближе к сердцу принимать положение других людей, в то время как на Юге жители все больше и больше "избаловываются" Кельтским Тригром... Становятся материалистичными и эгоистичными.

- Очень трудно сказать, почему именно. И вот почему я хотел бы, чтобы началось исследование проблемы: а что же такое расизм? В чем именно выражаются его проявления? Если мы оказались в такой ситуации, когда церковь и политические партии содержат в себе и распространяют предубеждения, что одни люди - лучше а другие - хуже, от природы, то это найдет свое отражение и в настроениях на улицах. Мы здесь, на Севере, например, гораздо быстрее дискриминируем кого-то по признаку сексуальной ориентации, чем по цвету кожи. Могу сказать, что в Белфасте есть районы, в которых черному человеку нечего опасаться - зато "голубому" - о котором люди знают, что он "голубой" - ой как есть чего... В то же время в Дублине все как раз наоборот: вопрос о гомосексуализме широко обсуждался, люди привыкли к этому, это мало кого волнует, а вот цвет кожи - это то, с чем, к сожалению, у стольких дублинцев до сих пор еще есть проблемы... Так что есть только разница в проявлении того, как люди выражают свою неприязнь к том, что "отличается", "не похоже", "другое"...

Я думаю, что у нас на Севере были такие хорошие инициативы, как традиция ирландско-африканской дружбы, связанной традиционно с африканскими учеными работающими в нашем университете... Но если мы посмотрим на прошлое, то в 1969-1970 году, когда североирландская ситуация наконец "взорвалась", наблюдались две главные формы манифестации расизма: - церковные власти жаловались, что на улицах были британские черные солдаты: "Это мы должны поддерживать у них порядок - а не они у нас!" Это было своего рода саморазоблачением, так как впервые такой в открытую расистский комментарий исходил от этих таких респектабельных людей... А ведь этот черный солдат, скорее всего, был просто англичанином из Ливерпуля или шотландцем из Глазго!

Они были такими же англичанами, как люди, которые живут здесь - ирландцы!

Другое проявление расизма заключалось в том, как обращались у нас с монахинями матери Терезы. Они приехали к нам и спросили: "Чем мы вам можем помочь?". И причина того, что их помощи не захотели, во многом была расистской: "Чему ОНИ могут научить НАС?" У них на двери была вывеска: "сестры-миссионерки", так наше церковное начальство взбеленилось: "Это МЫ посылаем миссионеров к НИМ, а не они к нам!" В то же время у обычных людей таких предрассудков не было. Так что всегда была большая разница между простым народом и "большими начальниками": чем выше, тем больше они чувствовали собственное "превосходство"... В Дублине, в то же время, много расизма исходит от тех, кто плохо живет, а не от "начальников". Это все очень смешанная ситуация!

- Я вот слушаю Вас, отец Дес, и вспоминаю о том, как я когда-то приехала в Нидерланды с советским дипломом, а там мне заявили, хотя эти люди ни малейшего понятия не имели о том, что из себя представляет наша образовательная система в нашей стране, и какого уровня было наше образование, что мой диплом "не имеет в этой стране никакой ценности"... Образование, которое я получилав родной стране, было превосходным и я могу сказать, что учиться в Москве было гораздо сложнее, чем в Лейдене (хоть там обучение и шло на чужом для меня языке!), где мне воллей-невоей пришлось учиться заново! Но таковы уж были предрассудки запдного общества в отношении нашего, и их непоколебимая вера в собственное "превосходство"...

- Это очень интересно, потому что точно такое же представление здесь есть у нас, о том, что как только ты оказываешься за пределами Америки или Британии, ты оказываешься в странах с "недоразвитыми" людьми, у которых - "недоразвитая система образования". Такую идею нелегко принять, если знаешь, что большая часть европейской классической музыки и литературы происходит не из Британии, а из Франции, Германии, Италии, России... Но все-таки она существует, эта идея, - что иностранный университет каким-то образом "менее высокого уровня"... Я помню, как велико было мое удивление в юности, когда я впервые открыл для себя, что итальянцы - замечательные архитекторы! Или удивление, которое я испытал, когда увидел фото африканских городов с многоэтажными зданиями... "Это не так, как нас учили!"

- У нас в России тоже этого хватает: когда люди всерьез говорят об аффриканских студентах, что они "только что слезли с пальмы". Я дома всегда с этим боролась...

- Это очень грустно. Когда люди сами страдали от дискриминации или различного сорта угнетения, сами становятся расистами, и причем расистами агрессивными! Я замечал это много раз в Америке, куда я ездил в 80-е годы: это было поразительно! Когда я встречал там людей ирландского происхождения - с самыми дикими предрассудками в отношении афроамериканского или латиноамериканского населения... Так что меня не удивляет то, что мы сейчас видим в Ирландии. Нужна огромная, всеохватывающая кампания с целью остановить и ликвидировать это, а возможно это уничтожить совсем или нет, я не знаю...

- Но стараться и пытаться все равно надо продолжать...

- Вот именно! И надо быть по-моему, очень строгими с теми, кто позволяет себе такое. Видите ли, я не верю в возможность реформ государственных и прочих институтов... Это все равно что говорить о "реформах банков", - когда люди говорят о "реформе церкви". Это не срабатывает! Много раз пробовали, но не срабатывает, и все.

Вместо этого надо сконцентрировать все усилия на создании таких законов, которые будут немедленно наказывать любого, кто позволит себе хоть малейшее расистское высказывание. И пока таких законов у нас не будет - мы далеко не уйдем! Посмотрите на наши сегодняшние законы, как на Севере, так и на Юге: есть закон, что нельзя оскорбительно высказываться о другом человеке. Но если вы попытаетесь применить его на практике... Вы откроете для себя: если вы не сможете доказать, что это высказывание нанесло Вам конкретный физический ущерб, ваше дело в суде - труба!

- А ведь еще надо доказать, что сказано это было намеренно...

- Да, и все эти ограничения специально введены в закон - чтобы "обеззубить" его. Однажды такое высказывание было сделано в адрес католического епископа, который был вполне в состоянии защитить себя, - но мы решили просто попробовать, как действует наш суд. И мне сказали там: "Если вы сможете доказать, что именно это высказывание привело к тому, что кто-то пошел к дому епископа и высадил там все стекла, вы можете выиграть в суде... Ну, а иначе... Это означает, что на практике можно оскорблять человека как угодно - закон не работает.

- Это как раз было одним из моих самых сильных впечатлений на Западе, когда я приехала сюда из СССР, - что здесь у преступников прав всегда оказывается больше, чем у жертв...

- Это действительно так - и людям здесь пора задуматься над тем, а почему это так! Например, кто-то вломится к вам ночью в дом и сломает ногу - не вашу, свою ногу. Так вы знаете, что он может подать на вас в суд, потому что это произошло в вашем доме, и, скорее всего, еще и выиграет это дело? Людям трудно в это поверить, но это так! Вы также будете привлечены к ответственности, если взломщик ворвется к вам в дом, а вы побьете его в целях самозащиты. Вот полиция и говорит в открытую людям: "Извините, но если вы попытаетесь защитить себя, в своем же доме, вас за это посадят в тюрьму!"

Я должен подчеркнуть, что такие законы делаются намеренно - потому что государство хочет быть уверенным в том, что никто не будет иметь права на защиту своей собственности или другого человека, - кроме полиции. Полиции дается МОНОПОЛИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЫ. Так же, как и армии. Мне кажется, это очень зловещее развитие. Речь идет не о защите людей, а только о том, чтобы быть уверенным в том, что только полиция и армия будут обладать этой монополией. Даже если они ею не пользуются. Они должны ее иметь. И поэтому вам запрещается защищать себя!

- Это тоже бросилось мне в глаза на Западе. Я выросла на идее, что СО ЗЛОМ НУЖНО БОРОТЬСЯ. Что когда ты видишь, как происходит что-то несправедливо, нужно не стоять а делать что-то. Зло для того и зло, чтобы с ним бороться!

И в 9 случаях из 10 преступники - трусы, они убегут, как только им будет дан достойный отпор! Это просто вопрос человеческого достоинства, наконец - не смотреть на зло, не бежать от него, а бросить ему вызов. Моя любимая цитата - из Бруно Ясенского: "Не бойся своих друзей - в худшем случае они могут предать. Не бойся своих врагов - в худшем случае они могут убить. Бойся равнодушных - это именно с их молчаливого благословления в мире и происходит все зло!"

А ведь именно как раз этому и учит Запад своих граждан с детства: не борись со злом, зло неизбежно, оно всегда было и всегда будет, не заступайся за обиженных, думай о самом себе, отдай вору кошелек, в полицию можно будет позволить позже, зло - это человеческая природа...

Главная идея этого общества, кажется, именно эта - НЕ БОРИСЬ СО ЗЛОМ, оно было всегда, оно будет всегда.... Даже если оно будет всегда, немногого мы достигнем в жизни, и как вообще можно считать себя человеком, если с ним не бороться!

- И, конечно, если мы начнем бороться с ним, мы научимся защищать себя! И отберем таким образом немного власти у полиции и у государства... А этого они не могут вам позволить. Закон очень определенно высказывается в этом отношении: гражданин лишен всякой власти! Это происходит в нескольких сферах: в сфере пропаганды. Нам всегда говорили здесь, что только коммунистическое государство так обращается со своими гражданами. Но люди здесь не замечают, что их собственная власть, их собственная возможность быть хозяевами своей судьбы у них давно отнята. Они остались с тем, что не имеют даже права защитить себя, не имеют право дать детям такое образование, какого они бы хотели, не имеют даже права выбора программ на телевидении - потому что везде одни и те же программы...

Люди не имеют права решать практически ничего. А с проходом Евросоюза будет еще хуже. Поэтому я так рад, что ирландцы отвергли Соглашение, подписанное в Ницце, - в ходе референдума. Это был один из самых замечательных дней нашей жизни!

- Я также заметила, что для того, чтобы лучше понять свою собственную жизнь, необходимо знать жизнь ДРУГУЮ, другой страны, другого общества. Например, у меня теперь такой опыт есть. Может быть это одна из причин того, почему "система" здесь так боится иммигрантов: ведь мы принесем с собой и знание этой другой жизни и можем развеять хотя бы некоторые из тех мифов, которые здесь распространяют о нас. И люди здесь начнут понимать, что их собственная жизнь - тоже не то, что им о ней говорили...

- Плюс еще у иммигрантов будут свои нужды, о которых надо будет позаботиться: культурные, религиозные, и тому подобное... В такой стране, как наша, - в основной своей части христианской - найти мечеть уже вызывает у людей изумление. Синагогу - это еще туда-сюда, а вот мечеть... Люди говорят: "Мы не знали, что у других людей есть все эти нужды". И это - большой тест - способны мы принять иммигрантов или нет. Со временем, они, я думаю, поймут, что многие из расистских замечаний - это оскорбления того же рода, какие отпускаются в адрес местных людей своими же. Это то же самое, что оскорблять кого-то за то, что он хромой, слепой или болельщик другой футбольной команды.

- Просто потому, что они ДРУГИЕ?

- Именно! А для того, чтобы понять почему люди так поступают, почему они испытывают такую жажду оскорбить того, кто на них не похож, надо дойти до самых корней глубокого человеческого желания обидеть других людей. Именно поэтому я и хотел бы, чтобы люди посмотрели в лупу на самих себя и на антиирландский расизм самих ирландцев. В этом - корни.

- Потому, что люди плохого мнения о самих себе?

- Самое ужасное в том, что обидеть другого позволяет тебе почувствовать себя лучше. Это - воспитательная проблема. Есть и другая сторона: людей пугает другое, непохожее, и из-за этого они атакуют того, кто "не похож" на всех. В школах скажут Вам, что они борются с расизмом, - но как они могут с ним бороться, если именно они требуют от учеников быть совершенно одинаковыми? В школе дети должны иметь одну и ту же религию, быть одного возраста в классе, читать те же книги, те же молитвы... У них даже одежда одинаковая! Как можно научить людей уважать разницу, если даже не уметь самому уважать ее?

...Каким-то образом, внутренне, люди сопротивляются всему отличному от них. Если всерьез бороться с расизмом, надо создать "культ разницы" в школах. А этого как раз никто и не делает - и в церквях, конечно, тоже, люди все говорят одно и то же, верят одинаково... Представьте себе: сотни тысяч людей, которые все одинаково верят! Я не знаю, как это возможно! Они не могут верить все ОДИНАКОВО - а если они это утверждают, значит, они лгут...

Самая большая проблема - в том, что люди не уважают разницу. Расизм - это только проявление гораздо более глубокой проблемы: отчаянного человеческого желания обидеть других для того, чтобы самому хорошо себя чувствовать!

Ирина МАЛЕНКО

ПРАВДА.Ру

Белфаст, Баллимерфи

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить