Андрей Крушинский: Китай надеется, что гаагский «трибунал» будет справедлив

Китай занял уклончивую позицию по вопросу экстрадиции Слободана Милошевича.

На традиционном пресс-брифинге, состоявшемся 3 июля в Пекине, пресс- представитель МИД КНР Чжан Циюэ, касаясь этой горячей «злобы дня», хранила хладнокровие. Она ограничилась пожеланием в адрес гаагского «трибунала», чтобы судил «справедливо», «без вмешательства извне», выразила надежду, что в Югославии «сохранится стабильность» и что «международное участие будет этому способствовать». Равнодушны к драме бывшего югославского президента и китайские СМИ.

Два года назад из всех стран мира именно Китай наиболее резко среагировал на натовскую агрессию против Югославии (когда самолеты США, в частности, разбомбили посольство КНР в Белграде). Тогда, напомню, сотни тысяч китайцев гневно протестовали перед зданиями американских диппредставительств, одно из которых даже предали огню. Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая, председатель КНР Цзян Цзэминь в тогдашней телефонной беседе с Б. Ельциным заявил, что блок НАТО, «измываясь над слабым, представил миру истинную натуру гегемонизма и силовой политики, а также лицемерие «гуманитарного» вмешательства» и что этот блок «проиграл войну политически и морально».

Может быть, равнодушие к гаагскому судилищу (призванному, по расчетам натовцев, реабилитироваться за это их «моральное и политическое поражение») означает, что Китай утратил интерес к Балканскому региону? Как раз наоборот!

Во-первых, из бомбежки белградского посольства он извлек в свое время максимальную выгоду: экономическую — в качестве долларовой компенсации от американцев, и политическую, ибо временно перехватил инициативу в своих взаимоотношениях с США. Ныне же, после конфликта вокруг самолета-шпиона ЕР-3, в условиях массированного психологического давления со стороны администрации Буша, Пекин, судя по всему, не намерен предпринимать чего-либо, способного «разозлить» Вашингтон.

Во-вторых, балканская политика Пекина тесно связана с острейшей для него, тайваньской проблемой. Только что Македония (ранее время установившая с Тайванем дипотношения, позарившись на предложенную тем долларовую субсидию ), почла за лучшее восстановить отношения с КНР, выпроводив тайваньского «посла»: в условиях натиска албанских сепаратистов ей теперь предпочтительней дружба с державой — постоянным членом Совета Безопасности ООН. И вот, снискав обратно Македонию, Пекин никак не желал бы «терять» Сербию (куда Тайвань без промедления отправил бы своих эмиссаров с долларовыми подачками, едва у ее новоявленных, заведомо продажных вождей-«демократов» обнаружился бы повод для охлаждения с КНР).

Прагматизм китайской внешней политики предопределил нынешнее хладнокровие Пекина в отношении драмы лидера антинатовского сопротивления Сербии и натовских попыток самореабилитации посредством смехотворного и вместе с тем крайне опасного фарса с гаагским «трибуналом».

Андрей Крушинский

ПРАВДА.Ру

Пекин

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *