Андрей девятов: русские в Даляне. По Следам июньской поездки Ельцина в Китай

«Ветер с Востока одолевает ветер с Запада», - так охарактеризовал основную тенденцию мирового развития в середине 20 века китайский мыслитель и «великий кормчий» нации Мао Цзедун. А на первом году 21 века в Китай «на отдых и лечение» прибыл приверженец ценностей западной демократии, бывший президент России Борис Ельцин. Правда, в своём телеинтервью на ОРТ Ельцин заявил, что с медициной в Китае он не общался. Следовательно, прозвучавшее в официальном заявлении для СМИ «лечение» касалось не телесных болезней. Не остаётся ничего иного, как предположить, что «лечение» относилось к душевному недугу, как сказали бы в середине 50-х годов «преклонения перед Западом».

Местом же отдыха был избран Далянь, что глубоко символично. Для восприятия китайского ума имя «Далянь» помимо красот современного приморского города в ореоле значений своего иероглифического смысла «великое соединение» значит и новые исторические реалии.

Начнём с того, что Далянь и находящийся рядом Люйшунь – это города русской славы Дальний и Порт-Артур. Из боевой летописи защиты морских крепостей порт-артурская эпопея сравнима лишь с обороной Севастополя. Порт-Артур около года держался совершенно отрезанный японцами от основных русских сил. Дальний, как и Харбин, был основан при строительстве китайско-восточной железной дороги 100 лет назад в 1898 году русскими.

КВЖД - часть Великой транссибирской магистрали, связывала Читу с Владивостоком. Ответвление дороги от Харбина до Порт-Артура и Дальнего называлось Южно-Маньчжурской железной дорогой. На Дальнем Востоке России, как в Царстве Польском и на Кавказе было наместничество, и резиденция Наместника Русского царя долгие годы была не во Владивостоке, а именно в Дальнем.

Дальний был крайним форпостом Российской и Советской Империи на Тихом океане. В ходе войны с Японией 1945 года освобождение Даляня советскими войсками сопровождалось кровопролитными боями с частями квантунской армии. Железная дорога, военно-морская база и коммерческий порт в Дальнем лишь в 50-52 гг. были переданы Сталиным китайцам. Уход русских из Дальнего с передачей китайцам всего недвижимого хозяйства, оборудования и советских промышленных технологий был символом доверия и бескорыстной помощи старшего брата социалистическому младшему брату. И не случайно центральная площадь города до 1994 года носила имя Сталина, а до 1998 г. на ней ещё стоял памятник советским войнам-освободителям Даляня от японской оккупации. С начала же реформ китайские власти последовательно вытесняли из Даляня и благую память о русских, и преподавание русского языка школьникам и студентам, и русское торгово-экономическое присутствие. Площадь Сталина была переименована, а памятник перенесён с главной площади на далёкое кладбище. Зато огромный японский обелиск на господствующей над Люйшунем горе, никто и никуда не переносил. Для нынешней китайской молодёжи этот обелиск символизирует не только победу японцев над русскими в 1905 году, но и нынешнюю победу японского производственного капитала, почти напрочь вытеснившего в современной экономической зоне Далянь советскую промышленную технологию времён дружбы. Далянь сорок лет (1905-1945гг.) был оккупирован японцами. Восемь лет с 1937 по 1945 год китайцы вели войну Сопротивления против японцев. Унижение от Японии китайцами не забыто, но развитие Даляня в последние 20 лет осуществлялось главным образом за счёт успешно привлечённых японских денег. И новый контейнерный терминал в даляньском порту ориентирован вовсе не на Россию, но на Японию и обслуживает порт в основном этот грузопоток. Нынешний Далянь на полученную от японцев «взятку» превращен китайцами в красивый и богатый город с современной технологией хозяйства, своего рода северный Гонконг.

Историю с переименованиями и памятниками привожу для иллюстрации геополитической реальности. О том, что в 1898 году Харбин и Дальний основали русские, в 2000 году уже мало кто помнит. Японская же электроника и автомобили сегодня настолько привычны, что «рядовой россиянин» побывавший в Китае, как какие то особенности иностранного присутствия, их даже не замечает. Судя по интервью, не заметил изложенного и Ельцин, тем более что перенос памятника советским войнам-освободителям, к которому Ельцин возложил цветы, из центра «с глаз долой», произошел с молчаливого согласия ельцинской администрации.

Китай – тихоокеанская страна и одной из специфик, о которой нельзя не упомянуть, было открытие в 1984 году для внешнего мира 14-ти прибрежных портовых городов. В этих городах были выделены площади земли, названные зонами экономического и технического развития, в пределах которых был введён привлекательный для инвестиций режим льгот по налогам, сборам и пошлинам. Для иллюстрации результатов обустройства этих точек роста, вполне подходит географически самый близкий к России открытый для внешнего мира город Далянь, ставший четвёртым по грузообороту морским торговым портом КНР. А по уровню развития Далянь занял пятое место после Гонконга, Шанхая, Гуанчжоу и Пекина.

Справедливости ради следует отметить, что в 2000 году городские власти Даляня реконструировали одну из улиц с застройкой европейского типа в «русскую улицу», которая стала туристическим объектом с колоритными магазинами и ресторанами. С 1998 года в Далянь потянулся поток российских туристов из Сибири и Дальнего Востока. А в 2000 году в летний туристический сезон была открыта пока единственная прямая регулярная чартерная авиалиния Иркутск – Далянь. Иными словами русское присутствие медленно возобновляется, но представлено оно, увы, не капиталом, не технологиями, не постоянным военным влиянием. Конечно, туристический потенциал Даляня с комфортабельными многозвёздными отелями, пляжами, достопримечательностями привлекателен для русских, так как с позиции «стоимость – эффективность» способен удовлетворить любые запросы индивидуальных, групповых или шоп-туристов. Однако, действительное российское присутствие соответствующее уровню укрепляющихся отношений между Россией и Китаем, будет лишь тогда, когда в Далянь вновь придёт российский капитал. Тем более, что экономическая целесообразность такого присутствия, проистекающая от выгодного географического положения порта осталась той же, что и 100 лет назад. Геополитическая же ситуация вообще сильно не меняется, так как диктуется не временем, но пространством. Поэтому следует повнимательнее отнестись к невысказанным, но обозначенным значениям тех приглашений в Далянь, которые китайцы ныне делают от уровня первых лиц России до рядового массового туриста.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить