Анатолий баранов: Хотят ли русские трески?

В ближайшее время правительством РФ будет принято решение, обязывающее российские рыболовецкие суда выгружать пойманную рыбу исключительно на родном берегу. В Норвегии уже началась паника.

Дело в том, что российские рыболовецкие суда давно превратились в некое подобие офшоров - ходят они под российским флагом, рыбу ловят по российским квотам, а вот продают ее далеко за морем, годами даже не заходя в родные гавани, чтобы, скажем, отчитаться по налогам.

А в это время на родине морская, простецкая рыба вроде трески или того же минтая давно стала равняться по ценам с лососем. Хотя вроде бы должна быть дешевле. Но все чаще на этой немудрящей морской рыбке стоит приписочка "исландская", "норвежская". Импортная, поэтому, конечно, дорогая, думают домохозяйки и, срепя сердце, достают кошельки. Хотя выловлена эта рыба, скорее всего, нашими рыбаками, в наших водах, вот только потом продана исландцам или норвежцам, а уже оттуда, с соблюдением всех таможенных правил, доставлена к столу наших, далеко не богатых граждан. Богатые, наоборот, норвежцы, за последние годы резко обогнавшие других скандинавских жителей по уровню доходов на душу населения.

Еще бы - с 1993 года иностранные суда выгрузили только в одни норвежские порты 1,2 миллиона тонн рыбы и креветки на общую сумму 9,5 миллиардов крон. Более 90 процентов этих судов, как нетрудно догадаться, были российскими. Скажем, в губернии Финнмарк на севере Норвегии до 70 процентов перерабатываемой рыбы поступает с российских судов.

Естественно, для северных губерний Норвегии, для Ботсфьорда, Финнмарка требование для российских судов под угрозой лишения лицензии разгружаться на своем берегу прозвучало как гром среди ясного неба. Как всегда бывает, вокруг полулегального бизнеса, получившего наименование "бербот-чартера" образовалась целая индустрия, в которую вовлечены тысячи людей и миллионы долларов. Норвегия, Исландия и, в несколько меньшей степени, другие страны, ощутимо обогащались за счет российских рыбных ресурсов. Вплоть до того, что российские рыболовецкие предприятия получали кредиты под строительство судолв на иностранных верфях, но с твердым обязательством работать потом в системе бербот-чартера.

С российской же стороны признаки обогащения обнаруживала лишь "рыбная мафия", государство же лишь копило недоимки по налогам с судов, годами пропадавших на чужбине. Порты запустевали, портовые рабочие нищали и разбегались. А рыба, вылавливаемая в наших водах, становилась импортной и непропорционально дорогой.

Теперь в норвежской прессе замелькали панические интервью местных рыбопромышленников, считающих, что решение российского правительства настолько серьезно ударит по ним, что они пока просто отказываются верить в саму возможность этого. Хотя даже заинтересованные лица в Норвегии признают публично - со стороны России это было бы единственно правильным решением.

Увы, всем хорошо не бывает - как только соглашения о бербот-чартере окажутся дешевле бумаги, на которой написаны, потерянными можно будет считать миллионные вложения в строительство новых судов, портовых сооружений. Поэтому тамошние дельцы строят свою тактику на использовании вечного российского бардака. Мол, разваленные русские порты не смогут справиться с наплывом рыбы, а продажные чиновники будут саботировать решение своего правительства, пусть и в ущерб стране.

И надо сказать, у такой тактики есть весьма серьезные перспективы. А честная работа чиновников на благо отечества для нас в новинку.

Однако, надо когда-то и привыкать.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить