Дамир жамальдинов: ценой гибели «Курска» стала Югославия

События, происходящие в Югославии после проведения там президентских выборов, находятся сейчас в центре мирового внимания. И это не случайно. Игра вступила в завершающую стадию и ставки в ней высоки как никогда. Однако, чтобы разобраться в сути происходящих на Балканах событий лучше всего оглядеться немного назад.

О том, что в Югославии грядут президентские выборы, было известно давно. Естественно, к ним готовились. Готовились не только внутри Югославии, но и далеко за ее пределами. Недавно госдепартамент США отчитался в том, что на секретную кампанию по поддержке югославской оппозиции он потратил 77 миллионов долларов. Для таких операций сумма просто чудовищная. Для сравнения: госдеп выделил 4 млн. долларов на отрешение от власти своего злейшего врага Саддама Хусейна. Признание американцев в столь крупномасштабных затратах говорит только о том, что на Капитолийском холме уверены: деньги были потрачены не зря. Будь иначе, они бы не называли операцию секретной.

Между тем, к выборам в Югославии готовилась не только в США, но и в России. Причем, в Москве своих намерений не скрывали и тратили тощие финансовые средства военного бюджета с лихостью, в новейшей истории беспрецедентной. Официальные представители США с тревогой наблюдали крупномасштабные военно-морские учения, развернувшиеся на всех флотах России. Наблюдатели отмечали, что учения 2000 года стали вехой в истории России по количеству надводных кораблей и подлодок, вышедших в море, а также разнообразию ракетных и артиллерийских стрельб. Сам президент страны не гнушался лазать по отсекам подводных лодок и надводных кораблей, тем самым как бы подчеркивая важность момента. Тогда у наших близоруких СМИ это вызвало усмешку, мол, не наигрался в детстве вояка, теперь дорвался до власти - захотел порулить. И только сейчас до некоторых из их начинает доходить, что Путин хотел лично удостоверится в возможностях российского флота, чтобы принять очень важное для страны решение. И оно было принято: 4 апреля 2000 года Путин подписал Указ «Об основах морской политики РФ на период до 2010 года. Согласно этому документу, осенью сего года готовился поход в Средиземное море кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов, как было сказано, для восстановления «присутствия России в этом ключевом регионе Мирового океана». Заметьте, ни зимой, ни летом, а именно осенью, когда в Югославии должны были состояться президентские выборы.

Российские военные радостно потирали руки. С нескрываемой гордостью командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов говорил, что «состав группировки сейчас даже больше, чем состав средиземноморской эскадры советских времен». К трехмесячному походу готовились лучшие корабли флота: авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», БПК «Адмирал Чабаненко», «Адмирал Харламов», другие надводные корабли и пять атомных подводных лодок, в числе которых был и трагически погибший «Курск».

На учениях наши флоты активно отрабатывали поиск подводных лодок, торпедные атаки, пуски баллистических ракет. Летчики полка морских палубных истребителей Су-33, который является авиазвеном «Адмирала Кузнецова» денно и нощно тренировались в украинском городе Саки, где расположен единственный на территории СНГ наземный имитатор палубы авианосца. Ради чего, спрашивается, было планировать послать такую армаду в Средиземное море: для дружественной встречи с шестым американским флотом или отработки выучки новобранцев?

Тогда военные находились в радостном предвкушении. Они вспоминали, как в прошлом году черноморцы, блестяще выполнили внезапно поставленную задачу по переброске частей ВДВ в греческий порт Салоники с маршрутом следования в Косово. Адмиралы флотов, говорили, что если б дали топливо, флот вошел бы и в Персидский залив. В другом свете выглядит даже противостояние министра обороны Сергеева со своим начальником генерального штаба Квашниным, которое лишний раз свидетельствует о том, что Путин пытался улучшить управляемость армии накануне важных событий. Что и говорить, прямых и косвенных подтверждений серьезности намерений российского руководства, такое множество, что перечислять их не хватит никакого времени.

Тем более что все это уже в прошлом. Для того чтобы перечеркнуть стратегические замыслы Кремля хватило гибели одного «Курска» и массированной информационной атаки, направленной на первое лицо государства. Все усилия пошли прахом. События в Югославии - лучшее тому подтверждение.

Нынешние попытки Кремля перехватить инициативу и вызвать противоборствующие стороны в Москву выглядят беспомощными, потому что партия уже сыграна. Милошевич не поедет в Россию, потому что понимает: его будут «ломать» на отказ от власти. Других выходов из сложившейся ситуации уже не существует. Впрочем, сейчас речь уже идет не о Милошевиче, а о судьбе Союзной Югославии.

Лидеры Запада через свои СМИ уже вынесли приговор этой балканской стране, объявив итоги выборов в пользу оппозиции в самый день их проведения. Сейчас они всячески пугают Милошевича угрозой ареста и распространением слухов его бегстве. Запад откровенно провоцирует югославского президента на силовые действия. И это не случайно. Такое развитие событий стало бы настоящим подарком для армий НАТО, которые только и ждут сигнала для начала вторжения на территорию Югославии. Косвенным подтверждением этому является суета Генерального секретаря Северного альянса Джорджа Робертсона, отменившего свой кавказский вояж и сконцентрировавшегося на Югославии. Прямым подтверждением – провокационные полеты натовской авиации в небе Югославии.

В западных СМИ идет настоящая промывка мозгов тамошнего обывателя, который уже видит в решении сербского вопроса снятие всех балканских проблем вместе взятых. Самому югославскому народу обещается «манна небесные» в виде снятия санкций, кредитов, сохранения территориальной целостности и т.д. Только бы скинули Милошевича, повторяют на Западе, нисколько не смущаясь тому, что тем самым в который уже раз расписываются в презрении к «чумазым» народам, ставя их судьбу на карту одного человека.

А теперь зададимся вопросом, возможен ли был такой исход событий, если бы в Средиземном море стоял мощный российский флот. Ответ однозначен – нет. Вот и получается, что ценой гибели «Курска» стала судьба югославского народа.

Еще интереснее посмотреть на эту проблему с другой стороны. Оказывается, рискованная операция по тарану вражеской субмарины приносит куда больше дивидендов, чем дорогостоящее стояние всего шестого американского флота на Средиземноморье и натовского контингента в Косово вместе взятых. Причем, в случае провала операции, всегда можно было извиниться, сославшись на случайность, принести соболезнования и «благородно» предложить руку помощи.

И еще одна немаловажная деталь. Никто до сих пор не обратил внимание на совпадения даты поимки американского бизнесмена Эдмунда Поупа, интересовавшегося секретными технологиями наших подводных торпед, с бравыми пусками баллистической ракеты с атомного ракетоносца «Борисоглебск», в котором участвовал Владимир Путин. А между тем первое событие от второго отделял всего лишь один день. Символично, не правда ли?

Вывод: к Средиземноморскому походу готовились не только в России, но других странах. К сожалению, к этому они подготовились лучше.

05.10.00, 19.30

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить