"То они отказываются, то они не отказываются"

В минувшее воскресенье представитель иранского МИД Хамид Реза Асефи выступил с весьма неприятным для России заявлением. По его словам, предложение Москвы о создании на территории России совместного предприятия по обогащению урана «больше не стоит в повестке дня». Асефи заявил, что Иран намерен вести самостоятельную работу в этой области. «Обстоятельства изменились, - сказал представитель МИД Ирана. - Нам нужно подождать и посмотреть, как развиваются события в пяти странах, обладающих правом вето (в Совете Безопасности ООН)».

Впрочем, спустя всего несколько часов в Тегеране опровергли заявление чиновника. «Иранцы известили российских дипломатов, что предложение России о создании СП по-прежнему в силе. Заявление официального представителя иранского МИД в последних контактах Тегерана с Москвой было опровергнуто», - сообщил агентству « Интерфакс » дипломатический источник в Москве.

Впрочем, как бы там ни было, но подобная позиция Ирана вызвала в российской столице плохо скрываемое раздражение. Что абсолютно понятно – России и так приходится выслушивать немало упреков со стороны США и Евросоюза относительно Ирана и его ядерной программы .

Несмотря на это, министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил в понедельник, что в ближайшее время российско-иранские переговоры возобновятся. Причем по инициативе Тегерана. «Буквально в последний день-два иранская сторона вновь обратилась с предложением провести консультации, и они в самое ближайшее время состоятся», - сказал глава МИД.

Правда, министр не смог ответить на вопрос, с чем связаны постоянные изменения в политике Тегерана относительно дальнейших переговоров с Россией. «Я не могу, честно говоря, комментировать утверждение об отказе Ирана от нашего предложения по созданию совместного предприятия, потому что из Тегерана звучат противоречивые сигналы - то они отказываются, то они не отказываются, - сказал Лавров. Еще раз хочу сказать, что мы весьма разочарованы тем, как Тегеран ведет себя в ходе этих переговоров, абсолютно не помогая тем, кто хочет обеспечить нахождение мирных способов урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы».

Несколько ранее, в интервью газете «Время новостей», глава МИД сформулировал позицию России по проблеме ядерной программы Ирана: «Нашим интересам эскалация ситуации вокруг Ирана противоречит самым непосредственным образом. Это совсем близко от нашего региона, от наших границ, и начало каких-то там силовых акций мы считаем недопустимым. Мы по Ирану не размениваемся. По Ирану мы обмениваемся мнениями, как дальше быть... Одновременно мы хотим, чтобы Иран перестал делать необдуманные шаги в отношениях с МАГАТЭ . Это и дополнительный протокол, это и возобновление моратория на все работы по обогащению на период прояснения вопросов о ядерной программе».

Прокомментировать последние заявления российских и иранских официальных лиц «Правда.Ру» попросила генерального директора Центра изучения современного Ирана, эксперт Госдумы РФ Раджаба Сафарова:

«Заявление Ирана о том, что российское предложение неинтересно, было в значительной мере неверно истолковано СМИ. У этого заявления было и продолжение: если не будут учтены интересы Ирана и мировое сообщество не признает право иранцев на мирную ядерную программу. Отмечу, что это заявление прозвучало в ответ на слова России о том, что Россия считает невозможным создание совместного с Ираном предприятия по обогащению урана, если иранская сторона не будет соблюдать требования МАГАТЭ. А требования МАГАТЭ были намного жестче, чем у России. К тому же Иран не видит никаких гарантий того, что требования МАГАТЭ не носят политический характер. А это заявление России означает, что Россия солидаризировалась с МАГАТЭ, поэтому Ирану и стало неинтересно российское предложение.

Слова Лаврова – абстракция. Такое впечатление, что Россия после его визита в Вашингтон уже не имеет собственной позиции, поскольку уже неоднократно говорилось о том, что точка зрения России совпадает с позицией МАГАТЭ. При этом у МАГАТЭ нет доказательств того, что ядерная программа Ирана носит немирный характер. К тому же не было случая, чтобы инспекторам МАГАТЭ мешали попасть на иранские ядерные объекты. До сих пор позиция МАГАТЭ и «евротройки» (Великобритания, Франция, Германия – ред.) была неконструктивна, потому что они совершенно не воспринимали никаких заявлений Ирана и не учитывали его интересы. Иранская ядерная программа – это общенациональная идея, связанная с суверенитетом страны, и здесьникакой компромисс невозможен. Поэтому заявления наподобие слов Лаврова только усугубляют ситуацию и негативно сказываются на российско-иранском сотрудничестве».

P.S. По неофициальной информации, в понедельник в Москве возобновились российско-иранские переговоры. Для ведения консультаций в Москву прибыл заместитель секретаря Высшего совета по национальной безопасности Ирана Сейед Али Хоссейниташ. Агентство « Интерфакс » сообщило, что консультации прошли в Совете безопасности России «за закрытыми дверями». Официального подтверждения информации о переговорах пока не было.

Олег Артюков,
Вадим Трухачев
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *