СНГ: период полураспада?

В Казани в рамках празднования 1000-летия города прошла встреча глав государств СНГ. Главным её итогом стал выход из Содружества Туркмении, решившей ограничиться статусом наблюдателя. Кроме того, наметились расхождения по тексту итоговой декларации – страны ГУАМ внесли в предложенный Россией документ о борьбе с терроризмом поправки о борьбе с сепаратизмом. А Украина не стала подписывать документы по ЕЭП. Станет ли встреча в Казани последней для СНГ?

Главной сенсацией саммита стало сокращение числа стран, входящих в Содружество независимых государств. Выяснилось, что неспроста президент Туркмении Сапармурат Ниязов стал единственным президентом стран-членов СНГ, не прибывшим в Казань. Но такой поворот событий можно было предвидеть – Туркменбаши давно уже не проявлял никакого интереса к любым интеграционным объединениям, предпочитая исключительно двусторонние отношения. «Отец всех туркмен», напуганный происходящими в СНГ «цветными революциями», окончательно взял курс на изоляцию своей страны от внешнего мира.

Интересно отметить, что о решении Туркмении заявил президент Грузии Михаил Саакашвили. Его страна столь же часто не принимала участия в заседаниях СНГ на уровне министров и экспертов. В этом, особенно после слов главы грузинского государства о желании создать союз демократических государств по периметру границ России, многие увидели знак, что Грузия станет следующей вышедей из СНГ бывшей республикой СССР. Саакашвили на это ответил: «Мы ведём консультации с Украиной, к нам присоединяется Литва, другие государства, но это не замена СНГ. Грузия не считает, что возможности СНГ исчерпаны. У СНГ есть проблемы, и их нужно решать».

Примерно то же самое за день до этого говорил его коллега по «распространению демократии» в бывшем СССР - Виктор Ющенко. Руководство Украины устами главы МИД Бориса Тарасюка даже ввело новое выражение в весьма консервативный дипломатический лексикон. Виктор Ющенко «с предостережением» подписал документ о гуманитарном сотрудничестве. Смысл новшества разъяснил Михаил Саакашвили, сказав, что Украина, Грузия, Азербайджан и Молдавия внесли в него поправки о необходимости уважения суверенитета государств. То же самое произошло и с внесённым Россией документом о борьбе с терроризмом и экстремизмом – лидеры стран ГУАМ добавили туда ещё и сепаратизм.

С большим нетерпением ожидалось и подписание документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Говоря об этом, Владимир Путин отметил: «Мы договорились, что в ближайшее время - до 1 декабря нынешнего года - выйдем на подписание 29 документов в формате Россия, Казахстан и Белоруссия, и к 1 марта 2006 года в этом же формате выйдем на подписание еще 15 документов. К заявлению (подписанному сегодня) присоединилась Украина, которая выразила готовность работать в формате «четвёрки» и будет присоединяться к этой работе по мере готовности и проработки документов». Последние слова конкретизировал Виктор Ющенко, сказавший, что Украина не готова к созданию наднациональных органов в ЕЭП.

На двустороннем уровне следует отметить встречу Ющенко и президента Белоруссии Александра Лукашенко. Неизвестно, обсуждалась ли тема посредничества Украины в налаживании белорусско-польских отношений, о чём в Киеве говорили раньше, но Ющенко указал на ряд проблем в двусторонних отношений – и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере. Пытаясь как-то сгладить разногласия, украинская сторона призвала Белоруссию сообща бороться с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Стоит отметить, что президенты самих близких друг для друга стран так и не договорились о визитах друг к другу. Саакашвили же не стал отдельно разговаривать с Лукашенко, а только потребовал от властей Белоруссии освободить из-под стражи задержанных в Минске активистов молодёжного движения «Кхмара», которые, по его словам, просто приехали в гости.  Однако раньше президент Грузии, не стесняясь в выражениях, говорил, что «Белоруссия заслуживает лучшей участи». Именно готовить к этой лучшей участи «розовые» активисты из Тбилиси и прибыли в Минск.

Заметных подвижек не было отмечено и в вопросах урегулирования конфликтов. Никаких результатов не принесла встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна по вопросам будущего Нагорного Карабаха. Президент непризнанной Приднестровской республики Игорь Смирнов фактически обвинил президента Молдавии Владимира Воронина в срыве переговоров. «Я считаю, что для нас очень важна физическая гарантия, которая может пресечь все преступные действия по нарушению переговорного процесса», - заявил он. Хотя он выразил признательность Виктору Ющенко за готовность послать в регион ещё и украинских миротворцев, в его словах был заметен скепсис. «Я помню, когда начинались боевые действия в 1992 году, тогда тоже были наблюдатели - из Румынии, из Украины - и они все куда-то делись, а война началась», - отметил Смирнов.

Очевидно, что в Казани совершенно явно наметился раскол СНГ на три лагеря. К превому из них принадлежат страны ЕвразЭС во главе с Россией – Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и являющаяся наблюдателем Армения, а также дистанцировавшийся от «революционных демократий» Узбекистан. Второй сформировали государства ГУАМ, а совсем в стороне осталась Туркмения. Разногласия между этими группами с каждым годом всё углубляются, никакого консолидированного решения принять не удаётся, и СНГ всё больше превращается в декоративный клуб по интересам. А с выходом Туркмении можно сказать, что у Содружества начался «период полураспада». Так что, в лучшем случае, будущее СНГ окутано сильным туманом, и встреча в Казани только усилило это ощущение.

Иван Шмелев

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить