Китайские перебежчики выбирают Австралию

Почти одновременно три высокопоставленных китайских чиновника бежали в Австралию. 4 июня появилась первая информация о том, что 37-летний китайский консул по политическим вопросам Чень Йонлинь запросил политического убежища. Он оставил свой пост, по его словам, в знак несогласия с преследованием диссидентов в Китае.

Дипломат заявил, что в круг его обязанностей в генконсульстве КНР в Сиднее входила слежка за проживающими в Австралии китайскими диссидентами, сообщает РИА "Новости". Консул, который проработал в Австралии четыре года, призвал к "немедленной реформе политической системы" в КНР. Он был свидетелем демократических демонстраций на Тяньаньмынь в 1989 году, и с тех пор, по его словам, поддерживает движение за демократию в Китае.

После событий на Тяньаньмынь Чень был подвергнут "перевоспитанию" и принят на работу в китайский МИД. Но, оказалось, китайские "педагоги" недоработали. Дипломат покинул посольство в конце мая вместе с женой и дочерью. 4 июня, как сообщает Reuters, Чень выступил на митинге в Сиднее по случаю очередной годовщины событий на Тяньаньмынь и заявил о своем решении просить убежища в Австралии.

Австралийские власти растерялись. Портить отношения с китайцами они не хотят. Чень пожаловался, что ему отказали в предоставлении политического убежища. Иммиграционные службы пока согласились лишь на так называемую "защитную визу", но и ее китайцу придется ждать какое-то время.

Чень говорит, что ни за что не вернется Китай. Он знает, что власти КНР добиваются его возвращения на родину. Дипломат опасается, что ему и его семье в Китае грозит опасность. Как сообщило австралийское телевидение, правительство дало гарантии, что бывшего консула не отправят в Пекин.

Премьер-министр Австралии Джон Говард также попытался успокоить общественность, заявив, что судьба дипломата не повлияет на хорошие отношения двух стран. Экономические связи с Китаем очень выгодны для Австралии, и в последнее время они развиваются очень бурно. Говард сказал, что как в отношениях с Соединенными Штатами, так и с Китаем, Австралия "не смешивает торговые связи с политикой, стратегией и национальной безопасностью". "Я уверен, что наши китайские друзья знают это", — сказал премьер-министр.

Второй перебежчик за короткое время, сотрудник службы безопасности Хао Фэньюн, напугал австралийцев сообщением о том, что в их стране действует сеть китайских шпионов, насчитывающая до тысячи человек. Он сказал, что решил подтвердить данные, которые обнародовал до него Чень Йонлинь, потому что так будет "правильно". Хао уверен, что его сенсационное заявление не повредит отношениям между Китаем и Австралией.

Хао заявил, что шпионская сеть не контролируется китайскими дипломатическими службами в Австралии. Все агенты и информаторы, по его словам, отчитываются напрямую перед сотрудниками государственного бюро безопасности в Китае.

10 июня было объявлено о третьем перебежчике. Австралийский адвокат Бернард Колэири объявил, что будет защищать права бывшего сотрудника китайской полиции. Тому уже предоставили "защитную визу" в Австралии.

Офицер полиции ничего пока не говорил о шпионской сети КНР в Австралии. У него другая тема: многочисленные нарушения прав человека со стороны китайских служб безопасности. Имя беглеца адвокат не сообщил, заявив, что это делается ради безопасности семьи офицера, которая осталась в Китае. Юрист, однако, сказал, что его клиент — "довольно высокопоставленный сотрудник полиции", который возражал против действий, как он выразился, "китайского гестапо — отдела 610".

"Он возражал против широко распространенных пыток, применяемых в его округе этим тайным аппаратом "гестапо", — сказал о своем клиенте адвокат. Он добавил, что эти методы практикуются во всем Китае по отношению к таким преступникам, как, например, торговцы наркотиками.

Колэири заявил, что последней каплей, которая переполнила чашу терпения перебежчика, стало то, что он не смог предотвратить гибель одного из задержанных. Китайский офицер дал в Австралии письменное показание под присягой об избиениях и пытках током, которые совершали на его участке сотрудники службы безопасности.

Хао Фэньюн, второй из этой тройки бежавших, был офицером в отделе 610 на севере Китая. Он прибыл в Австралию в качестве туриста в феврале и попросил там убежища.

По мнению адвоката Колэири, Австралия должна выработать специальные методы работы с такими перебежчиками, чтобы они не стояли в общей очереди с другими беженцами, где их могут обнаружить агенты китайских спецслужб.

Представитель китайского МИДа назвал заявления перебежчиков ложью и заявил, что все их утверждения были сфабрикованы. "Отношения Китая и Австралии не должны пострадать из-за двух таких людей и двух таких инцидентов", — сказал он, еще не зная о третьем "таком" человеке.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить