Охота на ведьм. Часть вторая, восточноевропейская

После падения коммунистических режимов в конце 80-х страны Восточной Европы все еще не могут "расстаться" со своим прошлым. Новые члены Европейского Союза хотят раскрыть всех до последнего информаторов, которые работали на спецслужбы восточного блока.

В Будапеште этим занимается консалтинговая фирма "Политический капитал". Ее лозунг — "Мы приносим будущее на ваш рабочий стол". Правда, сейчас фирма больше занимается прошлым. Она собирает информацию о тех, кто работал на секретную полицию до падения "железного занавеса".

"Политический капитал" начал с того, что опубликовал список из 19 имен "уважаемых людей", оказавшихся сотрудниками бывшей венгерской секретной полиции, на сайте в интернете. Среди информаторов — нынешние ведущие журналисты, знаменитые рок-музыканты, известные политики — бывший премьер-министр Петер Медьеши, бывший посол в Ватикане, нынешний глава центрального банка, заместитель директора венгерского отделения Европола.

За два первых часа после обнародования этих имен на сайте было зафиксировано 100 тысяч посещений. "Капитал" тем временем рассекретил еще 60 имен, которые, как предполагается, работали на спецслужбы. Информаторами во втором "транше" рассекреченных имен были названы бывшая футбольная звезда Деже Новак и широко известный театральный критик Петер Молнар Гал. По словам директора "Политического капитала" Криштиана Шабадоса, в распоряжении его организации имеется список из тысячи имен людей, которые, предположительно, были информантами, сообщил германский журнал Spiegel.

Одна из главных проблем процесса рассекречивания — насколько точны сведения, распространяемые о конкретных людях. Являлись ли они на самом деле информаторами или кто-то из их нынешних соперников, противников просто сводит с ними счеты в "реальном времени", пытаясь нажить себе "политический капитал". Ответов на эти вопросы публикация в Spiegel не дает.

Подобные списки бывших агентов спецслужб "вывешиваются" на всеобщее обозрение не только в Венгрии, но и в Польше, Словакии, Литве. Свежая информация о старых связях с секретными службами часто используется, чтобы подорвать репутацию политических оппонентов во время избирательных кампаний. Она также рушит карьеры политиков, профессоров, бизнесменов, разрывает дружественные отношения. Прошлое стало предметом современных дискуссий: нужно ли оставить историю в покое или бывшие информаторы не должны занимать никакие мало-мальски важные посты в государстве?

В отличие от Восточной Германии, где в течение 15 лет обсуждали информаторов "Штази", в восточноевропейских странах секретные папки пылились в архивах. Как оказалось — до поры до времени. Было чем заняться и без этого: приватизацией, демократизацией. Когда с экономикой и политикой все стало более или менее ясно, многие задумались о нравственной стороне политики и жизни общества.

Люди начали нервничать оттого, что их соседи и знакомые могли в прошлом сотрудничать с репрессивным аппаратом. Чтобы "внести ясность", Шабадос выступает за принятие закона, который предоставил бы и регулировал доступ венгров к секретным архивам коммунистических времен. Если у кого-то есть подозрение, что он был жертвой информаторов, он должен иметь возможность проверить это в архиве, считает Шабадос.

В Польше "охотой за коммунистическими привидениями" занимается журналист Бронислав Вилдштейн. Он опубликовал список аж из 240 тысяч имен. "Пройдет еще немало времени, прежде чем коммунизм станет частью истории, — считает Вилдштейн, — но нельзя справиться с кошмарами прошлого, игнорируя их". "Список Вилдштейна" сделал его автора "героем". Когда газета Rzeczpospolita покритиковала его за "самодеятельность", сотни демонстрантов осадили здание редакции, защищая журналиста. В руках люди держали плакаты: "Мы не боимся правды".

Литовский еженедельник "Атгимимас" с помощью архивов "разоблачил" министра иностранных дел Антанаса Валиониса и главу службы безопасности Арвидаса Поцюса, заявив, что оба состояли в свое время в резерве КГБ. Валионис признал этот факт.

Владимир Мечиар в 90-е использовал бывших агентов спецслужб для укрепления своего режима в Словакии, блокируя любые попытки добыть сведения об информаторах, пишет Spiegel. Сейчас специально созданный в Братиславе институт постепенно выдает сведения о бывших агентах. Спикер словацкого парламента Павол Хрусовски объявил, что может оказаться в списке информаторов еще до того, как этот список появился. Он, однако, сказал, что никогда не был "шпионом".

Словаки настолько серьезно готовы свести счеты с прошлым, что даже католические священники пообещали провести расследование в собственных рядах, чтобы выявить бывших агентов.

Самое неприятное для многих лежит, однако, не в области прошлого, а в настоящем. "Старые сети (агентов) все еще действуют, — считает Вилдштейн. — Красные боссы... сумели прибрать к рукам лучшие компании, когда шла приватизация государственных предприятий".

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *