Строго секретная проблема

Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон решил сразу после Нового года всерьез проанализировать взаимоотношения с Россией. А точнее, причины ухудшения отношений, которые еще не так казались безоблачными.

В начале недели он собрал специальное совещание, посвященное этой проблеме. В нем участвовали министр иностранных дел Силван Шалом, министр обороны Шауль Мофаз, советник по национальной безопасности Гиора Эйланд и руководители разведывательных служб. Они обсуждали, пишет израильская газета Haaretz, как ухудшились двусторонние отношения в последнее время.

Признаки этого израильтяне увидели, прежде всего, в заявлении президента Владимира Путина на большой предновогодней пресс-конференции. Российский президент высказал пожелание, что в новом украинском правительстве не будет людей, "выступающих с русофобских и сионистских позиций". После пресс-конференции появились разъяснения, согласно которым президент имел в виду все-таки антисемитов, а не сионистов. Тем не менее, израильтяне отнеслись к этим разъяснениям недоверчиво.

6 января та же Haaretz давала уже свои разъяснения. Как сказал газете высокопоставленный, но неназванный по имени израильский чиновник, после специального совещания у Шарона в прессу просочилась именно эта информация — о том, что обсуждалось заявление Путина. Но, как оказалось, оно лишь "частично" объясняет тему совещания. На самом деле, все гораздо серьезнее, пишет израильская газета. В пору говорить не просто об ухудшении, но о кризисе в российско-израильских отношениях.

Настоящая "проблема", которая обсуждалась на совещании, в Израиле назвали "строго секретной". Тем не менее, как пишет Haaretz, Израиль еще не определился, как называть новые отношения — ухудшением или кризисом. Руководство страны обдумывает, стали ли поддержка, которую Россия до последнего оказывала Ясиру Арафату и "разочаровывающий визит" Сергея Лаврова признаками того, что Россия начала проводить новую политику? Или эти и другие "негативные сигналы" - просто совпадение?

Но у двусторонних отношений есть и экономическая сторона, которая может заслонить собой "кризис". 5 января израильские СМИ сообщили о том, что премьер-министр вмешался в сделку о поставках газа из Египта в Израиль. Ариэль Шарон хочет сам познакомиться со всеми пунктами соглашения до того, как оно будет подписано. Ранее он говорил, что не намерен вмешиваться в коммерческий контракт между Israel Electric Corporation (IEC) и Eastern Mediterranean Gas (EMG). Последней компанией владеет египетская национальная компания National Gas Company of Egypt (NATGAS). Бывший министр инфраструктуры Израиля Йосеф Парицкий добивался, чтобы сделка была подкреплена дипломатическим соглашение между двумя странами. Речь в контракте идет о поставках из Египта в Израиль природного газа на $2.5 миллиарда в течение 15 лет.

Две компании пока не подписали соглашение, но это должно произойти в ближайшие месяцы. Если, конечно, Шарон не решится вмешаться "по-настоящему". Как сообщило израильское интернет-издание Globes, премьер-министр попросил членов кабинета из "экономического блока" "рассмотреть возможность импорта природного газа из России". Задача израильтян — расширить круг возможных поставщиков газа. В него может, таким образом, войти и Газпром. Если отношения России и Израиля будут пересматриваться только в эту сторону, Москва вряд ли возразит. И даже не будет комментировать заявления израильских СМИ о "кризисе" в двусторонних отношениях.

Автор Михаил Вовк
Михаил Вовк — журналист, бывший корресподент новостной службы Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить