Отступление с юга

"Абсолютный бред", — так в пограничной службе ФСБ России прокомментировали сообщения российской прессы о том, что с 24 мая начнется вывод российских пограничников из Таджикистана. Согласно этим сообщениям, пограничники должны покинуть территорию среднеазиатского государства до 1 июля 2005 года. С этого момента ответственность за охрану 1400 км границы с Афганистаном легла бы на таджикские погранвойска, которые в настоящее время охраняют участок протяженностью 73 км.

Однако в российской пограничной службе утверждают, что ни о каком выводе речь сейчас не идет: "Конкретные сроки передачи охраны таджикско-афганской границы пограничникам Таджикистана — это предмет переговорного процесса на уровне межгосударственных делегаций России и Таджикистана и подписания соответствующего соглашения". А заместитель главы погранслужбы ФСБ РФ генерал-лейтенант Александр Манилов заявил "Интерфаксу", что "речь идет не о выводе или уходе российских пограничников из Таджикистана вообще, а о поэтапной передаче охраны участков границы таджикским пограничникам. Это просьба таджикской стороны".

"Предварительные консультации по этим вопросам свидетельствуют, что российские пограничники не уходят из Таджикистана при любом раскладе. В определенные сроки участки границы могут быть переданы пограничникам Таджикистана. Но по просьбе таджикского руководства российские пограничники остаются в Таджикистане и продолжают выполнять свои задачи в новом формате пограничного сотрудничества", — сказал Манилов. Он пояснил, что "новый формат пограничного сотрудничества" (физическая охрана границы, помощь в подготовке кадров, помощь командованию погранотрядов Таджикистана, присутствие российских пограничников в пунктах пропуска через госграницу) является предметом консультаций и переговоров Москвы и Душанбе.

Несмотря на заявления представителей российской погранслужбы, совершенно ясно, что в том виде, в каком охрана таджикско-афганской границы представлена сейчас, существовать ей осталось недолго. Таджикские власти на протяжении всего последнего года неоднократно делали заявления о том, что полностью готовы взять на себя охрану границы с Афганистаном. При этом в Душанбе ссылаются на окончание в мае 2003 года срока действия заключенного в 1993 году межправительственного соглашения о статусе пограничных войск РФ в Таджикистане. Правда, было предусмотрено автоматическое продление соглашения на пять лет, если стороны не заявили о желании выйти из него за 6 месяцев. Официально ни о чем подобном ни в Москве, ни в Душанбе не объявляли, т.е. соглашение можно считать действующим.

Между тем, как предположил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин, "возможно, если руководство Таджикистана не боится вала наркотиков, который может последовать за выводом российских пограничников войск, у таджикских властей есть несколько иные интересы в этой сфере — может быть, они сами заинтересованы в том, чтобы этот вал существовал и чтобы наркотики свободно доставлялись в страны СНГ и Европы через территорию Таджикистана".

Уход пограничников из Таджикистана грозит большими проблемами России. 90% конфискованного в прошлом году героина поступило в Россию из Афганистана транзитом через Таджикистан. Сообщения о задержаниях очередных наркокурьеров из этой республики стали настолько обыденными, что на них обращают мало внимания.

Россия тем или иным способом должна будет взяться за обустройство весьма протяженной границы с Казахстаном, что потребует значительных средств. Конечно, эти затраты не идут ни в какой сравнение с теми потерями, которые Россия несет от торговли наркотиками. Но осознание этого простого факта еще не означает, что деньги на обустройство границы с Казахстаном появятся из ниоткуда...

Впрочем, другого выхода все равно нет. По словам заместителя директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Александра Михайлова, России, "независимо от того, где стоят наши пограничники, надо все равно устраивать свой пояс безопасности, выдвигая свои порядки уже на границе Российской Федерации". И рассчитывать придется только на себя.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить