«Добрая воля Ливии будет отмечена»

Главная мировая новость минувших выходных дней – добровольный отказ Ливии от разработки и производства оружия массового поражения. Практически для всего мирового сообщества эта новость стала неожиданностью. За исключением, пожалуй, руководства трех государств – самой Ливии, а также США и Великобритании.
Как стало известно только сейчас, тайные консультации о судьбе ливийских разработок в области ОМП начались еще весной этого года, когда представители Каддафи предложили британцам начать переговоры. Причем сделано это предложение было с тем условием, что Лондон пригласит на них и своих заокеанских союзников.
И хотя консультации продолжались полгода, тем не менее закончились они к обоюдной выгоде. Американцы и британцы получили доступ в центры, где ливийцы вели работы над оружием массового поражения. Результаты двух поездок в октябре и декабре не то чтобы ошеломили Вашингтон и Лондон, но все же дали определенную пищу для размышлений – выяснилось, что ливийцы были очень близки к созданию ядерного оружия.
Тем ценнее для Джорджа Буша и Тони Блэра стал отказ полковника Каддафи от дальнейших работ в области ОМП. Во-первых, сворачивается программа по созданию ядерного (а также химического и биологического оружия). Во-вторых, Ливия станет хорошим примером для других государств, подозреваемых в разработке ядерного оружия – тех же Северной Кореи и Ирана. Тегеран хоть и подписал дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, но сделал это крайне неохотно, в результате многомесячного дипломатического давления, подчас перераставшего в откровенный шантаж. А ливийцы на этот шаг согласились пойти без лишнего напоминания – сегодня премьер-министр Ливии Шукри Гханем заявил о готовности Триполи подписать дополнительный протокол к ДНЯО, мотивировав это тем, что «мы  являемся членами мирового сообщества». Как только Ливия подпишет этот протокол, инспекторы МАГАТЭ получат право посещать любые ядерные объекты на территории страны.
Джордж Буш и Тони Блэр приветствовали решение Ливии практически одновременно с заявлением Триполи об отказе дальнейших разработок оружия массового поражения. Американский президент пообещал награду, заявив, что «добрая воля Ливии будет отмечена». Судя по всему, в ближайшее время американцы снимут экономические санкции, наложенные на Ливию после взрыва «Боинга» авиакомпании «Пан Ам» над шотландским городком Локерби в 1988 году. Ранее Ливия признала свою причастность к теракту и согласилась выплатить компенсации семьям погибших, в результате чего со страны были сняты санкции ООН. Однако Вашингтон этого не сделал до сих пор. К слову, полковник Каддафи в 2001 году жестко осудил теракты 11 сентября и даже перечислил значительную сумму в пользу пострадавших. Однако тогда этот жест в Белом доме оставили без внимания…
Мотивы ливийского лидера понять, в общем-то, не сложно. Ливии остро необходимы иностранные инвестиции для модернизации экономики, приток которых был существенно ограничен экономическими санкциями. Правда, эти санкции не мешали итальянским кампаниям вести добычу нефти в Ливии (а самому Каддафи – покупать акции итальянских футбольных клубов). Но, судя по всему, возможности итальянцев не удовлетворяют потребностям ливийцев в технологиях и финансировании новых проектов. Теперь эти потребности вполне могут обеспечить американцы и англичане.
По западным меркам Муамар Каддафи полностью подходит под определение «диктатор». Но теперь это не просто «диктатор», а «хороший диктатор», который вовремя понял и принял новые правила игры. Вполне возможно, что на полковника Каддафи большое впечатление произвела война в Ираке и та легкость, с которой был свергнут Саддам Хусейн. Хотя с другой стороны, сигналы к примирению стали поступать из Триполи гораздо раньше начала военной операции по уничтожению багдадского режима. С точки зрения сохранения власти Каддафи оказался умнее и хитрее своего иракского коллеги.
Но нельзя не задаться вопросом – если в случае с Ливией многолетние санкции дали результат, то нельзя ли было ожидать чего-то подобного и в случае с Ираком? Откуда такая избирательность в подходах? Ведь и Саддама обвиняли ровно в том же, в чем до недавнего времени обвиняли и Ливию – в разработке ОМП и поддержке террористов. Но если в случае с Ливией эти факты можно считать доказанными, то с Ираком – как раз наоборот…

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/world/20/91/367/11621_libya.html

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить