Молчание - золото?

На прошлой неделе глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи вновь поднял вопрос о ядерном потенциале Израиля. Однако и на этот раз обращение к израильским властям осталось без ответа.
Глава МАГАТЭ был крайне осторожен в оценках. Он не был категоричен, когда говорил о наличии у Израиля ядерного оружия, поскольку сами израильтяне никогда официально не признавали того, что оно у них имеется. Эль-Барадеи был подчеркнуто дипломатичен, касаясь данной темы. Вместе с тем, в интервью газете "Хаарец", он подчеркнул: "Меня не устраивает статус-кво, потому что я вижу массу недовольства на Ближнем Востоке тем фактом, что Израиль обладает ядерным оружием, в то время как другие стороны в регионе следуют договору о нераспространении".
Как известно, в сентябре этого года Лига арабских государств предложила 47-й Генеральной конференции МАГАТЭ рассмотреть доклад "Ядерный потенциал Израиля и его угроза". По мнению авторов доклада, Израиль в настоящее время "располагает 100 — 200 атомных бомб". Подтвердить или опровергнуть эти данные может только израильское правительство, которое всячески избегает обсуждения данной проблемы. Стоит заметить, что с 1987 года на Генкоференциях МАГАТЭ в Вене и на Генеральных ассамблеях ООН в Нью-Йорке было принято 13 резолюций по ядерным программам Израиля. Все 13 были проигнорированы израильскими властями.
Между тем, рассмотрение нынешнего доклада было перенесено на следующий год, когда в Вене пройдет 48-ая Генеральная конференция МАГАТЭ.
Настойчивость эль-Барадеи, в общем-то, вполне понятна. Именно МАГАТЭ настояла на том, чтобы Иран согласился на подписании Дополнительного протокола по нераспространению ядерного оружия. Но подобная настойчивость может сослужить МАГАТЭ плохую службу. Известно, какие именно государства больше всего опасались ядерной программы Ирана и какое давление они оказывали на Тегеран (да и не только на иранцев). Настояв на подписании протокола, возглавляемая эль-Барадеи организация оказалась в двусмысленном положении. Ведь МАГАТЭ по своему статусу является независимым агентством. А в данном случае оно выступило как исполнитель воли Вашингтона. И в каком-то смысле — его ближневосточного союзника... Как после этого МАГАТЭ будет выглядеть в глазах той же Лиги арабских государств? Ведь правительства стран, входящих в Лигу, наверняка задаются вопросом — "Почему Израилю можно, а нам нет?" Самое неприятное заключается в том, что от вопросов они вполне могут перейти к практическим действиям. А что будет, если у нескольких стран на Ближнем Востоке появится ядерное оружие — трудно представить даже в кошмарном сне...
Конечно, никто не оспаривает право Израиля на самозащиту. Но в равной степени нельзя оспаривать право на оборону и соседствующих с ним государств. На самом деле, не так уж и важно, есть у израильтян ядерное оружие или нет. Важно то, что власти этой страны не хотят даже говорить на эту тему. А это дает повод соседним государствам заниматься собственными разработками в области оружия массового уничтожения. В целях, как они декларируют, "защиты от агрессии".

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить