Мы делаем вид, что работаем, вы делаете вид, что верите нам...

Молдавские власти пытаются урегулировать отношения с Приднестровьем. Правда, теперь ставка сделана на собственные силы. Еще на прошлой неделе президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что в меморандуме, переработанном Кишиневым, будет всего понемногу – что-то от благополучно проваленного российского плана, что-то из рекомендаций ОБСЕ, а что-то и «из собственных разработок» Молдавии.
Это заявление молдавский президент сделал после окончания встречи глав МИД стран-участниц ОБСЕ, которая проходила в Маастрихте 1-2 декабря. Как известно, Россия на этой встрече подверглась мощному нажиму как со стороны европейских государств, так и США, потребовавших скорейшего вывода российских войск из Приднестровья. О том, что именно российская армия прекратила войну между Молдавией и Приднестровьем и ее присутствие в регионе служит стабилизирующим фактором в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, никто особо не вспоминал. Мол, побыли 11 лет, и хватит. Тем более, что  европейцам самим не терпится проявить свои миротворческие способности – еще летом этого года  в западной прессе всерьез обсуждали возможность отправки войск в Молдавию. Хотя далеко не факт, что у европейских миротворцев дела пойдут лучше, чем у российских. По крайней мере, трудно припомнить примеры операций с их участием, которые завершились бы успешно…
Что касается позиции молдавских властей, то здесь, пожалуй, все предельно ясно. Кишинев пытается усидеть на двух стульях – и с Москвой не поссориться, и Евросоюзу потрафить. В этом, разумеется, нет ничего плохого – давно известно, что играя на противоречиях двух сторон третья может добиться весьма многого. Но только не в данном случае – Молдавия упустила реальный шанс решить приднестровскую проблему. Вряд ли можно сомневаться в том, что в Тирасполе с подозрением отнесутся к любым попыткам навязывания европейского посредничества (не говоря уже о появлении миротворцев) и перспективам лишиться российских гарантий, которые предусматривал меморандум, отвергнутый молдавскими властями. Просто из опасений, что Евросоюз махнет рукой на права русскоязычного населения Приднестровья.
Между тем, президент Молдавии открыто заявил, что появление в стране международных миротворческих сил очень вероятно. Вместе с тем, он не преминул подчеркнуть, что «не исключается, что в их составе будут российские миротворческие силы, и не исключается, что их будет большинство». Впрочем,  этот реверанс в адрес Москвы не стоит воспринимать всерьез. Когда дело действительно дойдет до того, что появление международных миротворцев в Молдавии станет реальностью, г-н Воронин с легкостью забудет о своих обещаниях. Тем более, что побывавший недавно в Кишиневе комиссар по расширению Евросоюза Гюнтер Верхоген пообещал заключить соглашение с молдавским правительством «об индивидуальном плане действий по приближению Молдавии к Европе». Стоит ли в связи с этим говорить о какой-то важной роли российских миротворцев?..

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *