Немного позитива, или Хроники EVANSa

Как вы думаете, что самое главное для новоиспеченного (да и староиспеченного) эмигранта? Вэлфер? Да ничего подобного! Самое главное - знание английского. И не языка Уильяма Шекспира, которому нас учили в школах-институтах, а нормального современного американского английского, со всеми его phrasal verbs, gerund и сокращениями-извращениями, типа stats (statistics). И тут возникает вопрос: “куда пойти, куда податься”? Вариантов - море! Рассмотрим два из них.
Вариант 1: ABC-XYZ colleges, где бывшие учителя английского (an mass) учат не менее бывших своих соотечественников. Плюсы: 1) если вы абсолютный ноль, то начинать легче отсюда, где все разжуют и в рот положат; 2) посещать можно не очень регулярно, то есть остается время на подработку. Минусы: 1) они заберут ваш Pal-grant, который дается только раз в год в течении 5 лет и может пригодиться для более серьезного образования; 2) кроме грамматики и лексики ничего вы здесь не получите, потому что, дабы овладеть языком, его надо нещадно эксплуатировать. А для этого есть вариант второй - adult community schools, причем интенсивная программа. Плюсы: 1) преподаватели - настоящие носители языка (без акцента и с американской логикой); 2) на переменах говорить придется тоже по-английски, так как одноклассники собранны со всего мира, как в Институте Дружбы Народов и по-русски не разумеют; 3) это бесплатно. Минусы: учеба по 6 часов в день (а для желающих еще и произношение поставить или typing освоить - утренние классы), всю рабочую неделю, пропускать можно не более 6 раз за семестр и работать, естественно, некогда. Этот вариант подходит тем, кто кое-как владеет базовыми навыками и нацелился на получение американского образования и, в дальнейшем, хорошей работы. Цель жу-у-утко далекая, но… дорогу осилит идущий. И так как ваша покорная слуга вступила именно на этот тернистый путь, то расскажу о моей школе.
Итак, знакомьтесь - EVANS Community Adult School . Учебный городок в Даун-Тауне, состоящий из десятка ветхих двухэтажных бунгало и трехэтажной белой коробки основного здания. Населено это шумное, бедное, яркое и очень уютное место густо и разнообразно. Учителя в большинстве своем немного сумасшедшие, но я их люблю. За детскую непосредственность, сидение на столе, прослушивание Stray Cats в компьютерном классе … и еженедельные тесты. Кстати, тем, кто думает, что американская система проверки знаний примитивная и вся строится на пресловутом multiply choice, советую хоть раз пройти этот тест, где из 4 возможных ответов 3 очень близки по смыслу, а правильный только один, и если не знаешь - ни за что не сдашь. А это – наш level 4. Прямо Вавилонское столпотворение: Россия, Армения, Израиль, Китай, Тайвань, Корея, Испания, Аргентина, Филиппины, Уругвай, Чили, Мексика и Иран... Главное развлечение после обожаемых до скрипа зубовного тестов - большая перемена, а точнее launch. Потому что, собираясь в кафетерии за одним столом, мы выкладываем то, что есть и каждый пробует национальные блюда со всего света. Очень забавно наблюдать, как кореянка Юн объясняет чилийке Химене, что этот листик, противно-зеленого цвета сделан из водорослей, и не только полезный, но и, как ни странно, вкусный. После этого соотечественница Пабло Неруды угощает меня обычным компотом, уверяя, что это их национальный напиток, и тщетно пытается подобрать английский синоним. Я все прекрасно понимаю, тем не менее, кроме слова «компот» ничего придумать не могу. В ответ достаю творог из русского магазинчика и долго, мучительно втолковываю, что это, конечно, cream, но не тот cream, который американский, а другой… В общем на описание технологии изготовления уходит 10 минут, но народ проникся и оценил. Мексиканец Хайме принес буритос. В процессе дегустации тинейджертвующий Франциско из Аргентины просвещает нас насчет созвучия вышеупомянутого блюда и мужского полового органа по-испански (если произнести немного не так, а «так» произнести с нашими акцентами сложно, то получится конфуз). И так каждый день. Средний возраст учащихся в классе 20-25 лет (за редкими исключениями). То есть молодые, но вполне самостоятельные и даже серьезные люди (у многих есть дети). Но сидя за партами, мы мистическим способом молодеем лет на 6-8 и резвимся как старшеклассники с теми же дурацкими приколами и помещением на дружественной спине согруппника бумажки с надписью “хлопни меня”.
Вот в таком весело-напряженном темпе мы доучились до… Halloween. О! Это праздник очень веселый и жутко любимый всей Америкой, несмотря на абсолютно нерелигиозную основу. Корнями он уходит туда же, куда и наш Духов День, то есть в бесшабашное язычество. Вообще, Halloween - это ведьмовской Новый Год (ничего плохого в нем нет, просто милые бабушки собирались ночью у костерка и невинно веселились, попутно подводя магические итоги года прошедшего). Дней за десять учителя начали подготовку к сему грандиозному событию. Классы из-за искусственной паутины и всяких бумажных чертиков-скелетиков стали напоминать декорации к “Кладбищу домашних животных”. На каждом уроке уделялось минут десять на просвещение студентов, не имеющих хэллоуинского опыта. Так что к 31 октября мы были подкованы и даже приобрели костюмы (или за недостатком средств, сделали дома - пусть недорого, зато оригинально). Я заявилась в школу в плаще из паутины, рожках из собственных волос и с чувствами пятилетней девочки в канун Нового Года. Первый шок меня ожидал в компьютерном классе. Наша 50-летняя “дюймовочка” Рона нарядилась Синдереллой (Золушкой). И, как не странно, ейэто шло. Более оригинальной Золушки я в жизни не видела. Одноклассники тоже отличались разнообразием. Я насчитала: 3 вампира, 2 скелета, 1 лев, 1 тореадор, 6 ведьм, 1 принцесса-сова и я - повелительница пауков (это меня так преподавательница обозвала, так как я не придумала достойного имени своему наряду). Бескостюмные отличались яркостью макияжа (девушки и некоторые юноши) и парадно-выходными джинсами с не менее парадно-выходными толстовками (исключительно юноши). По окончанию класса добрая Синдерелла раздавала конфеты и пожелания: “Happy Halloween!”
В классе грамматики нас одарили карандашами и… очередным тестом. Карен (учительница), естественно, была ведьмой во всем черном и мятом, с большой, тоже черной и мятой, шляпой. Но главный прикол ожидал на чтении. Душка Марк был неподражаем. Ему, видимо, мало быть просто самым любимым нашим преподавателем. Он решил быть ужасно любимым, прямо до дрожи. Когда он к нам подкрался, мы дружно, громко, долго и абсолютно искренне верещали всем классом. Потому что в довершении к костюму пришельца, он выкрасил свое усато-бородатое лицо зеленым гримом и одел “космические” очки. Зато, когда мы отдышались, отпились водой и нафотографировались, началось то, о чем мы мечтали последние10 дней – Halloween Party. Мы накрыли стол, врубили Enigma и поимели неформальное общение. Но Марк не был бы хорошим учителем, если бы позволил так бесцельно, хотя и весело, провести время своего класса. Поэтому последние 40 минут были посвящены рассказам о похожих праздниках на наших Родинах. Высказаться должен был каждый в добровольно-принудительном порядке. Получив домашнее задание и обещание новых тестов, мы разошлись по домам.
Конечно, я могла бы рассказать о напряженных буднях, привести примеры результативности данного вида образования, но… Как вы думаете, смогла бы я за 3 месяца научится сплетничать с не говорящими по-русски одноклассницами, висеть на телефоне с ними же, отвечать на приколы американцев-преподавателей и сдавать-таки еженедельные тесты без сильного обучения?

Наталия Гуревич, Калифорния, США, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *