Зуля: Я спою татарские народные, а мне: «Какие песни проникновенные у русских…»

Зуля Камалова могла бы после учебы в Перми жить преспокойно в родной Удмуртии, да в один прекрасный момент решила поехать чуть ли не на край света — в Австралию. Мало того, оттуда перебралась в Тасманию! "Стоило ли для того, чтобы тебя признали лучшей певицей пусть и Пятого континента, ехать за тридевять земель?!", — хотел было спросить ее, когда вспомнил митяевские: "А на Цейлоне острове или на Мальорке русскому с татарином никогда не жить, Родина есть Родина...".

Но в этот самый момент возле кафе у метро "Рижская", где мы с Зулей пьем "Боржоми", с грохотом падает большой транспарант, символизирующий хозяина заведения. Сильный августовский ветер сначала покачал этого самого человека-транспаранта, а потом что есть силы шлепнул его об асфальт. В момент, когда раздался шум и грохот, Зуля посмотрела на окружающих с таким задором, что я понял: она хоть и живет там, в Тасмании, по взгляду, жестам и улыбке осталась татарской девчонкой: эк, как грохнуло, прямо-таки страшно до жути, но я не боюсь, и ничуть не испугалась!

— А не страшно было уезжать, ведь татары — народ консервативный, наши все-таки в большинстве своем не эмигранты? Кстати, и уж извините, сколько вам тогда было?
— 21. Понимаете, я уже уехала из родного Сарапула в Пермь — учиться. Так что можно сказать, что уже умела принимать самостоятельные решения. То есть, чувствовала уже себя довольно взрослой. А тут поступило предложение ехать на другой континент. Я и поехала.
— Наших там много?
— Русских прилично, живут в основном в Мельбурне, Сиднее. И татары тоже есть. Наши соплеменники обосновались в Аделаиде. Живут дружно, вот недавно Сабантуй справили и даже пятьдесят лет с того дня, когда татары впервые поселились на Пятом континенте. Они были выходцами из Казахстана, вернее, предки нынешних моих новых соотечественников (У Зули двойное гражданство — ред.) уходили из России через Казахстан, Китай. Есть свои сложности, как и везде, но своих корней татары пытаются держаться строго. Например, женихов и невест ищут или стараются найти на исторической родине — Татарстане.
- Правда ли, что те, кто уехал из России, смотрят на мир по-другому? Поэтому и реализуют себя с другой стороны?
— Конечно, когда ставишь себя в другие жизненные обстоятельства, приходится пересматривать свои взгляды на жизнь. Есть люди, которые предпочитают придерживаться прежних жизненных установок, а есть и те, которые приспосабливаются к новым условиям и даже используют имеющийся в них потенциал с пользой. Возможности есть везде, нужно их реализовывать. А в Австралии среда очень питательная. Моя подруга из Питера, например, обнаружила в себе талант актрисы и теперь снимается в кино на первых ролях.
- А ведь вас тоже мало кто знал, покуда вы не переехали туда, где сейчас зима...
— Должна сказать, что моя профессиональная музыкальная карьера началась в Австралии. Это молодая страна, где поощряется развитие этнических культур. Я искала свою нишу, в общем-то, поначалу не подозревая, что это могло к чему-либо привести. Пробовала разные стили, жанры, в том числе джаз, оперу. Хотя должна признать, начинала я в Австралии далеко не с музыки. Сначала переводила в одной конторе, которая занималась сохранением ресурсов Антарктиды.
— Каково петь на татарском — там, если ваш слушатель в основном носитель английского языка?
— У меня есть свой слушатель, свой зритель. Это образованные интеллигентные люди, которым интересна необычная музыка. И хотя я обычно на концертах вкратце даю содержание песен, по большому счету не имеет значения, насколько точно их понимают. Если подача искренна — то музыка достигает своей цели. Хотя бывают и казусы. Послушают татарские народные песни, а потом подходят и говорят: "Какие песни проникновенные у русских!". Не все знают, что в России живут не только русские.
— В Москве в начале сентября состоится ваш концерт. Это первое ваше масштабное выступление?
— Да, ранее мы выступали в российской столице, но только в клубах. А люди старшего поколения туда обычно туда не ходят, им нужно, чтобы концерт шел в зале и начинался не поздно вечером, а просто вечером.
— Когда вы приехали в Австралию, а затем вернулись с гастролями в Россию, не испугались, ведь чего греха таить — могли и не принять?..
— Я понимала, что такое может случиться. Но — не случилось. И я честно вам говорю: я очень благодарна российскому зрителю. Мне очень приятно, что моя музыка здесь нужна.

Радик Амиров,
Специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить