Леонид Каденюк: "Астронавты уже ничего не могли сделать"

В 1997 году в составе 24-ой миссии челнока "Колумбия" был первый космонавт независимой Украины Леонид Каденюк. В эксклюзивном интервью "Обозревателю" он назвал одну из возможных версий трагедии.
Назвать истинные причины практически невозможно

Шаттл "Колумбия" - это первый космический корабль многоразового использования из серии шаттлов, которые стартовали. Самый первый полет шаттлов — это был полет именно "Колумбии". Этот полет состоялся 12 апреля 1981 года. Полет, в котором я принимал участие в 1997 году с 19 ноября по 5 декабря — это был 24-й полет "Колумбии". Полет, который закончился трагедией был 28-м полетом челнока. Надо сказать, что в составе экипажа, в котором я летал, была и Калпана Чавла, которая погибла во время вчерашней катастрофы.

Причины выясняются. Версий несколько. Истинную причину катастрофы специалистам можно будет узнать очень и очень сложно. До сих пор неизвестна истинная причина катастрофы Челленджера, которая случилась в 1986 году. Для того, чтобы версия превратилась в истинную причину, необходимо провести очень много исследований.

То, что произошло вчера — этот взрыв, на мой взгляд, не дает возможности найти истинную причину катастрофы, сделать это будет очень сложно.

Тем не менее, причин может быть несколько. Версии необходимы для специалистов, которые исследуют катастрофу. Когда же они выходят за пределы комиссий, они уже превращаются в сплетни.

Одна из наиболее вероятных версий на сегодняшний день — это то, что во время старта отделилась часть конструкции от стартового ускорителя и ударила по левой консоли крыла "Колумбии". Возможно, это и стало причиной разрушения теплозащитного покрытия, которое представляет собой набор плиток размера 15х15 см. Их очень много, они имеют разную толщину, которая зависит от величины теплового нагружения. Возможно, при запуске была нарушена целостность этого покрытия. На высоте 63 километра, когда и происходит снижение, у шаттла еще очень большая скорость, очень большая кинетическая энергия и корабль нагревается до 2000 градусов и более. Если была нарушена часть теплового покрытия, она могла привести к катастрофе.

- За минуты до потери связи бортовой компьютер "Колумбии" сообщил астронавтам о неполадках. О них знали, как сообщил директор по программе полетов шаттлов Рон Диттмор в субботу, и в центре управления полетами. Однако, счет уже шел на секунды. Возможно, ли было предпринять какие-либо действия астронавтам?

По моему мнению, никаких действий нельзя было предпринять. Ситуация развивается очень быстро. Если происходит разрушение, в корабле имеется маленькая трещинка, за счет огромной скорости, высокой температуры и большой нагрузки на конструкцию корабля все развивается катастрофически быстро и предпринять ничего нельзя.

Что касается потери связи, то это происходит постоянно. Связь теряется при посадке постоянно, так как шаттл находится в плазме. Когда мы шли на посадку в 1997 году я видел эти проблески огня вокруг корабля. Плазма влияет непосредственно на систему связи челнока, но потом она восстанавливается.
Сама посадка начинается за 7 тыс. километров до места посадки — мыса Канаверал и длится на протяжении 40 -50 минут, начиная от вхождения в атмосферу и заканчивая касанием.

- Могли астронавты совершить аварийную посадку?

Аварийная посадка в данном случае была исключена, так как корабль в первые минуты рассыпался на мелкие фрагменты.

- Какая была Ваша реакция, когда Вы узнали о том, что произошло?

Вначале передавали, что потеряна связь с кораблем, а не то, что там произошла такая трагедия.
Поэтому я сразу позвонил в Хьюстон Кэвину Кригелу, который был командиром корабля, когда я летал. Трубку подняла его жена, она сразу узнала меня. Я спросил, что произошло. Она плакала и сказала, что "Колумбия" погибла и экипаж погиб, в составе которого была и Калпана Чавла.
Она была и здесь в Украине: в Киеве, Днепропетровске и Черновцах. Ей очень нравилась столица Украины. Как-то был в Киеве случай, когда она вошла в магазин и хотела купить свечи. По-английски свеча — kandle, а по-русски не знала, как будет и была без переводчика. Стала долго рассказывать непонимающей продавщице, что он хотела купить. Потом она спела песню Happy Birthday to you и начала имитировать то, как люди задувают свечи. Продавщица все поняла.

- Челленджер взорвался в 1986 году. "Колумбия" - в 2003. Осталось три челнока. Как вы думаете, повлияет ли трагедия, которая произошла 1 февраля на будущие запуски и будущее американской программы космических запусков?

- Я не думаю, что эта трагедия коренным образом повлияет на будущее американской авиакосмической индустрии. Будет затишье. Всегда такое бывает, когда происходит какая-то катастрофа. Была катастрофа Челленджера. После нее уже через два года произошел запуск шаттла. Президент Буш уже подтвердил, что космические полеты будут продолжаться несмотря ни на что. Причины, конечно, нужно выяснить, так как осталось еще три корабля из этой серии "Дискавери", "Эндевор" и "Атлантис". Нельзя сказать, что они намного новее, чем "Колумбия". Первые пять полетов делала "Колумбия", потом "Челленджер" - они чередовались. Потом появились еще три корабля. Главное сегодня постараться выяснить истинные причины трагедии, чтобы избежать подобного в будущем.

"ОБОЗРЕВАТЕЛЬ"
Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить