Отцы и дети: год 2003-й

Абузяр и Тазкира чуть было не развелись еще не поженившись. Это озадачило их, но не заставило прислушаться к советам родителей. А потом родители ошеломили детей, когда степенный Каримжан, отец Абузяра, и осторожная Аниса, мать Тазкиры, решили стать мужем и женой в вечер первой встречи.

Это случилось в спектакле "Под снегом — горячий родник" татарского драматического театра имени М.Файзи. Аяз Гилязов написал много лет назад комедию на вечную тему отцов и детей, но режиссер-постановщик Булат Хайбуллин поставил скорее драмакомедию (если такого жанра нет, пусть отныне будет!) и оказался прав, потому что исполнители ролей, почувствовав и оценив юмор ситуации, сумели обнаружить в персонажах пьесы интересные характеры. И еще об одном обстоятельстве следует сказать сразу: спектакль смог дать зрителю пищу для размышлений потому, что драматург, любя и отцов, и детей, не принял безоговорочно правоту ни той, ни другой стороны. Отсюда в спектакле каждый получил "по заслугам" и каждый же — поддержку.

Надо сказать, спектаклю везло со всех сторон! Два актерских поколения — Нурия и Рафаэль Фатыховы (Аниса и Каримжан) с одной стороны, Айрат Фатыхов и Альфия Хуснутдинова (Абузяр и Тазкира) с другой — стали самым весомым доказательством в пользу союза отцов и детей. Опыт и мудрость одних, согреваемые молодой энергией других, позволили привести на сцену героев в полноте всех их жизненных проявлений. Каримжан у Рафаэля Фатыхова добр, но не " до тряпичности " (выражение Чехова), горяч, но умеет сдержаться, чтит обычаи своего народа, но способен нарушить букву закона, если не страдает суть. Горький опыт не погасил огня в жизнелюбивом сердце Анисы — Нурии Фатыховой. Еще ее героиню отличает врожденное человеческое и женское достоинство. Однако — в спектакле это отчетливо прозвучало — горячность Каримжана и сверхделикатность Анисы в отношениях с дочерью помешали им лучше знать своих детей.

Детьми начала нашего века предстали на сцене герои Айрата Фатыхова и Альфии Хуснутдиновой. Но не все в человеке определяется временем, поэтому они такие разные: Тазкира собрана, решительна, больше, чем жених, озабочена необходимостью вписаться в современный мир. Но сколько еще у нее детского нетерпения, наивности, а с ними — обаяния! Темпераментен и Абузяр, что не мешает ему быть более мягким, простодушным и при всей его боксерской выправке — ребячливым. Художник Петр Плотников вписал нашу камерную историю в большой современный город, причем, как выяснилось в антракте, одни зрители узнали Оренбург, тогда как другие доказывали, что во городе то было, во Казани, но все почувствовали родное. На крошечной сцене удалось разместить квартиры обеих семей и даже телефонную будку. Свадебное украшение, приготовленное для "детей", в финале увенчало головы "отцов", а для торжественного марша под "Песнь Гименея" отлично послужил проход меж кресел зрительного зала.
Евгения Павлова, "Вечерний Оренбург"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить