Израиль-арабский мир-Палестина: «бермудский треугольник» противоречий и лжи

"Ничто так не пугает израильское общество, как палестинская умеренность. Йоси Сарель заявил о том, что причиной израильской интервенции в Ливан в 1982 году стало то, что "Организация освобождения Палестины" прекратила боевые действия на 11 месяцев" - проф.Исраэль Шахак, 1989 г.

Есть ли какие-либо предпосылки окончания ближневосточного кризиса, или мы вступаем в новую фазу вялотекущего конфликта? Реально ли создание независимого палестинского государства, со столицей в Восточном Иерусалиме, — или все дело в несбывчивых надеждах палестинского руководства, которые только подогреваются международным сообществом?

Конфликт евреев и арабов в отношении права владения Палестиной тянется, с большей или меньшей интенсивностью, 60 лет. Еще во времена т.н. британского мандата , когда муфтий Иерусалима Хадж Амин эль-Хуссейни, дядя нынешнего лидера ПА Ясира Арафата, подготавливал восстание палестинских арабов против еврейских колонистов, было ясно как божий день, что идея мирного сосуществования "братьев по Аврааму" себя исчерпала. Среди представителей сионистского движения, особенно "левой" ориентации, в свое время преобладало убеждение, что сотрудничество с арабами возможно. Первый премьер-министр Израиля и один из его наиболее значительных лидеров, Бен Гурион, считал, особенно в период ослабления конфликта, что судьба арабов и евреев — быть добрыми соседями. Т.е. речь шла о том, чтобы арабы, которые жили в Израиле, признали сионистский режим.

Учиненный арабами в 1929 году погром хевронских евреев, из которых большее число составляли евреи сефардской общины* (и следовательно, речь не шла об ашкеназах, переселенцах из восточной и центральной Европы), — был ясный сигнал грядущих войн и двустороннего террора. В результате акций, устраиваемых "Иргуном", взмывали в воздух арабские рынки в Хайфе и Яфе — в отместку за теракты, совершаемые арабами. Израильская поговорка того времени — "Опустошенная земля для народа без государства" ** - была жестоко опровергнута депортацией 700 тысяч арабов в 1948 году. Это событие, которое арабская историография именует не иначе как "Накба" , или "Катастрофа", навсегда изменило этническое соотношение на большей части Палестины.

Сейчас, в начале 21 века, арабы, являющиеся гражданами Израиля, составляют менее 20% всего населения. На место же депортированных, которых судьба разбросала по всему миру, пришли евреи — переселенцы из Европы, Северной и Южной Америки, стран арабского мира. Кроме того, на Западном берегу и в Секторе Газа проживает около 3-х миллионов палестинских арабов, не являющихся гражданами Израиля. Их статус не сильно изменился со времени Шестидневной войны 1967 года, когда израильская армия провела молниеносную операцию и наголову разбила Египет, Сирию и Иорданию, аннексировав Голанские высоты, Синай, Газу и Западный берег.

К арабам с аннексированных/оккупированных территорий (зависит от того, с какой позиции смотреть на проблему) применяются довольно суровые правила передвижения и приема на работу. Израиль делает все, чтобы изгнать этих людей из страны в соседние арабские государства, прежде всего Иорданию. Иорданию израильские политики и СМИ не/оправданно называют палестинским государством (около 70% его жителей составляют палестинские беженцы). На территории же Западного берега и Газы стратеги нового мирового порядка (НМП) планируют создание карликового палестинского государства, которое будет иметь все признаки бантустана***. Оно будет окружено израильскими военными блокпостами и кибуцами радикальных иудаистов, стратегически расположенными вокруг городов с абсолютным большинством арабского населения, — и будет все испещрено коридорами и контрольными пунктами. В стратегические цели Израиля входит поддержание непосредственного контроля над иорданской границей.

Речь, следовательно, не о независимом палестинском государстве, а о квазигосударстве, одном большом лагере. Тем самым удастся сэкономить и огромные суммы, которые ежедневно выделяются из бюджета для функционирования на аннексированных/оккупированных территориях громоздкого аппарата службы израильской безопасности и разведки...

Все же Арафат, после десятилетий в изгнании, не долго думая принял предложение, которое ему с подачи Вашингтона делал покойный израильский премьер Ицхак Рабин. Одной из "идей-фикс" Билла Клинтона был полный и окончательный мир на Ближнем Востоке (эти надежды полностью опровергли последовавшие затем события, в том числе убийство израильского премьер-министра в 1995 году, ставшее кульминацией длительной кампании противников автономии.) А "Организация освобождения Палестины" (ООП) руководствовалась той логикой, что лучше изгонять евреев пусть с самой маленькой территории, чем просто "сидеть" в Тунисе. Одной из причин согласия арабов на переговоры в Мадриде (1991г.) и в Осло (1993г.) были также возможность выдачи загранпаспортов, эмиссия денежных средств и воспринятие других государственных функций. И начиная с 1994 года степень коррумпированности и хаоса начала рости прямо пропорционально увеличению числа городов, которые под свой контроль брала ПА. Тогда же Арафат отмежевался от ООП, члены которой были не способны принять положения соглашений в Осло.

В ходе первой Интифады, вспыхнувшей в Газе в 1987 году, на сцену выступила исламистская организация "ХАМАС", чье военизированное крыло — группировка "Иззеддим Аль-Касам" - специализировалось на подготовке акций самоубийц-камикадзе в глубине израильской территории. Мишенями камикадзе становились не только военные, но и — гражданское население, особенно же секуляризованные, " гои мизованные" евреи (термин, используемый ультра-ортодоксальными иудеями). Стремительный подъем популярности "ХАМАС-а" в 1980-90-х г.г. был обусловлен разочарованием арабских масс в секулярном, насеровском и басистском национализме, а также беспримерной коррупцией арафатовского аппарата и нахлынувшей новой волной политического ислама , финансируемого из Ирана и Саудовской Аравии и контролируемого Соединенными Штатами. Эти три фактора оказали огромное содействие террористической организации "ХАМАС". Чем невыносимей была ситуация в лагерях беженцев, тем с большей решимостью люди шли на то, чтобы опоясать себя "поясами шахидов" и взнести все на воздух пред израильской дискотекой.

Подобные акции — отражение крайнего отчаяния их прямых исполнителей и, одновременно, показатель политической близорукости организаторов-планировщиков. Взрыв тель-авивской дискотеки "Дельфи", на которую в основном собирались секуляризованные подростки-репатрианты из бывшего СССР, нападения на мирных иерусалимских прохожих — наглядный пример. И достаточно было израильской телекамере поймать в объектив радость, возникшую в лагерях беженцев после атаки на Вашингтон и Нью-Йорк 11 сентября, чтобы общественное мнение на Западе полностью склонилось на израильскую сторону.

Почему на сегодняшний момент предпосылок замирения на Ближнем Востоке гораздо меньше, чем это было еще десять лет тому назад?

С одной стороны, мы сталкиваемся с политикой достаточно мощных, искусных и хорошо организованных иудаистских кругов , которые постепенно проводят перекройку Израиля, желая возвратить его в границы т.н. "Давидового царства". Это государство занимало территорию между Нилом и Ефратом, кончаясь озером Ван на севере и гранича с севером Саудовской Аравии — на юге. Начиная с 1967 года этими кругами проводится ускоренная иудаизация Израиля, хотя секуляризованные евреи пока продолжают составлять большинство. "Мессианские" сионисты рассматривают Израиль как государство с особым строем, основанное на принципах Талмуда и Торы. С той же целью полтора года назад был заложен и краеугольный камень в основание третьего Храма Соломона — на месте разрушенного римлянами Второго Храма, который, согласно их верованиям, находился там же, где нынешний мусульманский комплекс мечеть Аль-Акса.

Это течение имеет активных последователей как в Израиле, так и в Диаспоре. И число их увеличивается из года в год благодаря двум факторам. Первый — низкая рождаемость у секулярных евреев и их ассимиляция с другими народами в Диаспоре, второй — исключительно высокая рождаемость у ультра-ортодоксальных иудеев и их социальная обособленность, как в Диаспоре, так и в Израиле. Согласно статистическим данным, через несколько поколений ультра-ортодоксальные иудеи станут действительно наиболее значительной группой населения, в то время как число секулярных евреев будет постепенно, но неуклонно снижаться.

С другой стороны, мы имеем арабские деспотии, которые, начиная Марокко и кончая Саудовской Аравией, верно проводят американскую империалистическую политику , основательно чистя общество от прогрессивных, секуляристических и подлинно панарабских сил. Большинство монархий и псевдореспублик, таких, как Египет, взращивают у собственного населения наиболее реакционные и деструктивные идеи. В этом смысле политический ислам используется как главный катализатор социальных противоречий. Его популярность в арабских массах, как и милитаризм, которым он традиционно себя украшает, — отражение скорее фактора социального, нежели теологического.

И когда эти силы начинают осуществлять свои планы под прикрытием политического ислама — тогда и получаются наиболее жестокие диктатуры, основной постулат которых не шариат, но политический прагматизм самого низкого пошиба. И потому династия Саудов финансирует ваххабизм — что именно на его волне она завладела престолом, Хашемиты же и марокканские короли свою власть основывают на том, что декларируют прямое родство с основателем ислама, Мохаммедом из племени Куреиш.

Итак, как видим, "теневой" израильской политикой заправляют ультра-религиозные иудеи, постоянно остающиеся как бы в тени и в невыгодном свете выставляющие секулярное еврейское большинство; в то время как в арабском мире ситуация обратная — псевдорелигиозная правящая олигархия всячески вытесняет исламизованные массы.

Палестинский вопрос — подходящая отговорка, желанный предлог как для одной, так и для другой стороны. Еврейской политической элите перманентный палестино-израильский конфликт служит для консалидации довольно разнослойного общества, в котором расовые, религиозные и социальные противоречия играют большую роль. В то же время арабской псевдоэлите ежедневные убийства, теракты, бомбардировки и т.п. служат удобным оправданием на все внутриполитические просчеты. Ибо как только кто-нибудь заводит разговор о критической ситуации с демократиями и правами человека в арабском мире, с дискриминацией женщин и немусульман, власть мгновенно извлекает "из-под полы" этот козырный "туз" - "ситуация с палестинскими беженцами и их борьба за свою независимость". Как только недостает денег в казне — тот же железный аргумент. Вместо того, чтобы вывести "на чистую воду" и упрятать в тюрьму коррумпированных политиков и банкиров, складирующих миллиарды долларов в заграничных банках, — раздаются возгласы, что справедливость требует сначала помочь бедным "палестинским братьям", после чего будет, мол, видно, "на чьем счету в банке закончатся деньги". О том, сколько в этих "заботах" искренности и действительно добрых намерений, свидетельствует хотя бы тот факт, что в Сирии, Египте и Ливане живущим там палестинцам — бывшим беженцам, запрещено занимать высококвалифицированные должности, и по прошествии полувека ни они, ни их потомки так и не получили статус полноправных граждан страны.

Как-то в программе 1-го канала израильского телевидения, в самый "прайм-тайм" гостил известный американский политолог, историк Норман Финкельштайн, чья книга "Индустрия Холокоста" вызвала противоречивые реакции во всем мире. Финкельштайн, родители которого на своей коже испытали ужасы нацистского расизма, предостерегал израильскую общественность от деятельности еврейской плутократии в США, которая извлекала максимальную для себя выгоду как на страданиях евреев во время Второй мировой войны, так и — в ходе текущей Интифады. По мнению Финкельштайна, еврейская плутократия проводит политику в соответствии со своими краткосрочными и долгосрочными интересами, нисколько не считаясь со страданиями проживающих в Израиле арабов и евреев. В конце Финкельштайн напутствовал Израиль тем, чтобы это государство базировало свою политику на открытости по отношению к своим соседям и решении всех спорных вопросов.

Однако, последние выступления израильских руководителей, равно как и упорное настаивание палестинской стороны на "Восточном Иерусалиме", позволяют с большой долей уверенности предположить, что в последующие месяцы в регионе будет происходить дальнейшая эскалация насилия. Одним из последствий этого может стать дальнейшее рассеивание палестинских арабов. Уже в первые месяцы Интифады несколько сот тысяч палестинцев нашло себе убежище в Иордании. В случае, если израильская армия получит полную свободу действий в отношении мирных граждан, не сложно предугадать эпилог. В конце концов, Иордания и была основана в 1923 году с целью стать второй, альтернативной родиной для нееврейского населения в Палестине.

Стефан БРАНИСАВЛЕВИЧ, —
специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Перевод с сербского Сергея Стефанова,
"ПРАВДА.Ру"

Стефан Бранисавлевич — сербский политолог и публицист. Редактор информационно-аналитического центра "Коментар".

Прим. перев.:
*"сефардский еврей" - современное понятие, сформулированное в Израиле; применяется для обозначения любого еврея неевропейского происхождения
**"Пуста землjа за народ без землjе" /серб./
***"бантустан" - резервация для коренного африканского населения в ЮАР
****"кибуцы" - еврейские сельскохозяйственные поселения

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Последние материалы