Российская премьера «Гололеда» - 220 вольт политического напряжения сегодняшней Москвы

6 февраля состоится российская премьера фильма "Гололед" Михаила Брашинского с Викторией Толстогановой и Ильей Шакуновым в главных ролях.

" - Я надеюсь, вы хорошо представляете себе, в какую игру вы вступаете?
- Не очень. Вот и хочу увидеть противника в лицо. Заглянуть в глаза.
- А вы уверены, что у него есть глаза?"


Елена Яцура, продюсер фильма, считает, что "Гололед" - не политический фильм в том смысле, в каком бывают политическими газета или телевизионный выпуск новостей. Но если осознавать жизнь как сложную политическую конструкцию, то героиня "Гололеда" мчится сквозь 220 вольт политического напряжения сегодняшней Москвы. Эта героиня придумана точно. Вибрация Москвы, сквозь которую она мчится, передана точно. Брашинский чувствительный человек. До "Гололеда" он десять лет жил в Америке. Фильм — его реакция на Москву, которую он обнаружил после долгого отсутствия".

Одна из сцен "Гололеда" снималась в крупнейшем московском гей-клубе "Центральная станция" в марте 2001 года. Год спустя мэрия, которой принадлежало здание клуба, настояла на прекращение его деятельности. Хронологически это совпало с закрытием двух других крупных гей-клубов города. "Центральная станция" открылась заново в сентябре 2002 года в том же здании ДК Шарикоподшипникого завода, где располагался театральный центр, захваченный месяцем позже чеченскими террористами. В дни захвата клуб был превращен в базу правоохранительных органов. "Центральная станция" до сих пор не возобновила свою работу.

Гололед" поставил абсолютный рекорд в российском кино по количеству монтажных склеек на единицу времени. В то время как динамичными считаются 600 склеек на полтора часа экранного времени, в 70 минутах "Гололеда" их 1011. Частота сменяющих друг друга образов подчеркивает бешеную динамику десятимиллионного города, переживающего экономический подъем. Москва не успевает выполнять своих обещаний. Зимой движение делают окончательно невозможным снежные заносы и гололед. Люди не успевают сделать намеченного. Стресс толкает к снятию напряжения посредством алкоголя и психических стимуляторов.

Михаил Брашинский — режиссер-постановщик, автор сценария, монтажер. Первый в истории российского кино популярный кинообозреватель, перешедший на другую сторону экрана. Служил проводником Октябрьской железной дороги и официантом в турецком ресторане, диджеем на Бурбон-стрит в Нью-Орлеане и профессором нескольких нью-йоркских университетов, прежде чем стал в 1999 году ведущим рубрики кино в самом популярном московском городском гиде "Афиша". Автор более 800 текстов о кино, опубликованных в ведущих русских и зарубежных изданиях. С 1994 по 2002 год — российский корреспондент Variety International Film Guide. "Гололед" - его режиссерский дебют.

"Этот человек кое-что такое о кино знает и понимает, чего не знает и не понимает, пожалуй, никто в России". — говорит о нем известный петербургский киновед Михаил Трофименков.

Сценарий для фильма написан при участии Константина Мурзенко. Он — автор сценариев "Мама, не горюй!" и "Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь" и других, также снялся как актер в фильмах "Брат-2" (1999, реж. Алексей Балабанов), "В движении" (2002, реж. Филипп Янковский), "Небо.Самолет. Девушка" (2002, реж.Вера Сторожева). В 2001 году дебютировал в режиссуре, поставив по собственному сценарию фильм "Апрель", представлявший Россию в "Форуме" Берлинского кинофестиваля 2001 года. По образованию — медбрат.

Актриса Виктория Толстоганова, снявшаяся в фильме, в театре играла у Владимира Мирзоева ("Укрощение строптивой") и Кирилла Серебренникова ("Fucking&Shopping"). Совершила мировое турне со спектаклем Деклана Донеллана "Борис Годунов". После "Гололеда" снялась в фильмах "Дневник камикадзе" Дмитрия Месхиева, "Раскаленная суббота" Александра Митты, "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова. Номинирована на российскую национальную кинопремию "Золотой орел" за лучшую женскую роль второго плана (фильм "Антикиллер" Егора Кончаловского).


Москва, XXI век.

" - Ну что? Как договаривались? В восемь часов? Не струшу, не струшу. Меня теперь только пуля остановит".

31 августа 1999 года в торговом комплексе "Охотный ряд", в 50 метрах от Кремлевской стены, срабатывает взрывное устройство, эквивалентное 200 граммам тротила. 41 человек ранены, 1 скончался в больнице. Так начинается история Москвы XXI века.

9 сентября 1999 года. Бомба мощностью 400 кг гексогена стирает с ландшафта района Печатники
12-этажный жилой дом. Взрыв происходит ночью, когда большинство жильцов дома спит.
90 человек убито, 300 ранено.

13 сентября 1999 года. Взрыв дома на Каширском шоссе. 120 убитых.

8 августа 2000 года. Взрыв бомбы в подземном переходе на Пушкинской площади. 13 погибших, 118 раненых.

19 декабря 2000 года. В Леонтьевском переулке, возле мэрии Москвы, совершено покушение на вице-мэра Иосифа Орджоникидзе. Водитель убит, вице-мэр тяжело ранен.

10 января 2002 года. По итогам 2001 года Москва признана рекордсменом мировых продаж фирмы Gucci. В городе также проживает крупнейший покупатель Gucci в мире — Филипп Киркоров.

20 июня 2002 года. Под мостом на пересечении Аминьевского и Рублевского шоссе обстреляна машина вице-мэра Иосифа Орджоникидзе. Охранник убит.

1 августа 2002 года. В опубликованном компанией Mercer Human Resource Consulting традиционном рейтинге крупных городов по стоимости жизни Москва уже второй год подряд занимает второе место, уступая только Гонконгу, но обогнав Токио, Нью-Йорк, Париж и Лондон.

18 октября 2002 года на Новом Арбате выстрелом из пистолета убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков. Видеозапись убийства, сделанная системой слежения, становится бестселлером.

24 октября театральный Центр на Дубровке захватывают чеченские террористы во время аншлагового представления мюзикла "Норд-Ост". На трое суток сетка вещания российских телеканалов превращается в нескончаемый прямой репортаж о предполагаемой смерти. 26 октября, в день назначенного взрыва, спецслужбы осуществляют штурм здания. 34 террориста и 118 заложников погибли.

Сквозь такую Москву мчит героиня Виктории Толстогановой.

Брашинский нарезал сюжет короткими кадриками так, что реальность у него вышла нервной, чувственной и очень живой. Герои "Гололеда" стремятся к сильным эмоциям любой ценой. Кто-то — втянув себя в аферу с политическим компроматом, кто-то — в совершенно немыслимую любовную историю. Только глубина переживаний дает им тот адреналин, без которого они не интересны ни себе, ни зрителям. (Александр Кулиш, Premiere)

Изначально сценарий фильма "Гололед" разрабатывался как одна из частей многочастного телепроекта "Русский Декамерон", спонсированного государством. По прочтении заявки, однако, он был отклонен учредителями проекта как несоответствующий морально-этическим нормам российского телевидения. Отказ не смутил продюсера Елена Яцуру. Тем не менее, он не стал последним: обещанная госдотация на продвижение фильма была отозвана по аналогичным причинам после показа "Гололеда" в Госкино России. Схожа и аргументация некоторых российских прокатчиков, которые находят фильм слишком непристойным, чтобы показывать его в своих кинотеатрах.

Однако создатели фильма не согласны с таким определением.

Виктория Толстоганова, актриса: "В других фильмах у меня были интимные сцены, иногда неловкие. Но "Гололед" - это самое целомудренное произведение искусства, в каком мне доводилось участвовать."

Елена Яцура, продюсер: "В нашем фильме есть элемент порнографии — если понимать буквально. Для нас появление этого эпизода не было вопросом прений. Если в ходе российского проката возникнут неожиданные препятствия, я готова решать и эту проблему. Что касается закона, то моя позиция такова, что государство наделено правом регламентировать жизнь граждан, даже если от этого жить им становится неудобно. Так устроен мир."

Михаил Брашинский, режиссер: "Порнография в фильме возникает в момент отчаяния. Мне жаль, что так получилось. Порнография — это счастье. Если я когда-нибудь смогу придумать, как снять порнографический фильм, я обязательно его сниму."

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *