Президент «милостью Божьей»?

Не слишком ли часто Джорж Буш поминает Господа? Этим не на шутку обеспокоены даже убежденные протестанты.

Президент Буш никогда не упускал случая козырнуть своей религиозностью. Он даже как-то заметил, что Иисус его "любимый политический философ". Но в последнее время он что-то уж слишком часто пользуется языком Библии, рассуждая о роли США в мире: "Есть чудодейственная сила в доброте, идеализме и вере американского народа". Интересно, а сколь велико влияние Буша-протестанта на Буша-политика? Особенно в отношении иракского вопроса?

Пресс-секретарь президента, между тем, продолжает утверждать, что господин Буш принимает решения как "светский лидер".

Американские протестанты, конечно, рады, что один из них сидит в Белом доме, однако некоторый "дискомфорт" в отношении высказываний их единоверца все-таки ощущается, да и в отношении проводимой им политики тоже.

Прошлым летом, например, 40 лидеров-протестантов, жаждущих "справедливой американской политики" в отношении Израиля и Палестины, даже написали письмо американскому президенту, возмущаясь тем, что ради поддержки Израиля "были грубо искажены некоторые библейские пассажи". (Хотя некоторые протестантские группы активно поддерживают правительство Шарона).

А "религиозные" речи Буша по-прежнему согревают многие сердца. По мнению Ричарда Лэнда, возглавляющего Комиссию по этике и свободе вероисповедания Южной конвенции баптистов, "Джорж Буш продолжает одну из старейших традиций этой страны". При этом Лэнд ссылается на речь президент Линкольна во время инаугурации, которая слишком уж напоминает проповедь: "Декларация независимости гласит, что мы наделены правами нашим создателем, и возносит молитвы к Богу об успехе дела революции". Ну а что касается Соединенных Штатов, "ведущих борьбу за добро против зла во всем мире", добавляет Лэнд, то "Саддам Хусейн это несомненное зло, и по сравнению с ним США сама чистота и добродетель".

Президент теологической семинарии Пасадены (штат Калифорния) Ричард Моув вменяет в заслугу Бушу то, что в момент национального кризиса тот оперирует "языком нравственности". Однако тот же доктор Моув предостерегает, что для иудеев и мусульман христианская фразеология звучит неоднозначно, а посему нынешнему президенту есть чему поучиться у своих предшественников.

Например, Джимми Картер старался избегать публичного использования языка христианства, а Авраам Линкольн, напротив, частенько ссылался на Священное писание, однако не апеллировал к воле Божьей для ведения войны, а призывал своих слушателей к человечности, покаянию и согласию.

Некоторых беспокоит и то, что Буш склонен очернять врага, будь то Саддам Хусейн, Осама бен Ланден или страны "оси зла", а это, в свою очередь, возбуждает ненависть и может привести к конфликту цивилизаций. А ведь Евангелие, на которое так любят ссылаться протестанты, учит нас, что граница между добром и злом вовсе не разделяет страны; она проходит внутри сердца каждого человека.

Буш, как правило, положительно говорит об исламе, однако мусульманам слишком легко усмотреть в его высказываниях связь с теми мусульманскими проповедниками, что окрестили ислам "религией зла".

Так какую же роль "протестантизм" Буша и его ближайшего окружения (Кондолизы Райс, например) может сыграть в ближневосточных планах США? Журналисты часто пишут о том, что американцы поддерживают Израиль по религиозным соображениям: мол, хотят ускорить второе пришествие. Но это, разумеется, нонсенс. Доктор Лэнд видит объяснение в том, что Господь обещал "благословить тех, кто благословляет евреев, и проклясть тех, кто их проклинает".

"Пророки Ветхого завета любили народ Израиля, — замечает Моув, — однако утверждали, что Бог гневается на него, потому что он захватил чужие дома и земли". Между тем даже возможная война с Ираком последнее время слишком часто рассматривается в библейском контексте. При этом Ираку отводится роль "нечистого" Вавилона, говорит Моув. Для протестантов этот аргумент звучит весьма убедительно. 40 миллионов американцев, как показывают опросы общественного мнения, разделяют апокалиптический настрой представителей протестантизма.

Буш как-то признался, что склонен принимать решения, руководствуясь инстинктом добра. Но какой такой религиозный инстинкт вселил в него убеждение, что он вправе определять курс истории?

Джейн Лэмпмэн
Christian Science Monitor

Данный комментарий публикуется в рамках договоренности о сотрудничестве между компаниями "ПРАВДА.Ру" и Christian Science Monitor

Сокращенный перевод с английского Веры Соловьевой

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить