Загадочного "президента" ЕС выберут… за ужином

В Евросоюзе 11 ноября было принято решение о том, как 19 ноября пройдут выборы первого в истории председателя Европейского Совета (фактически президента ЕС). Это по-настоящему значимое событие произойдёт… во время ужина глав государств и правительств входящих в организацию стран.

Как сообщил вчера официальный сайт шведского председательства в ЕС, лидеры европейских стран обсудят в следующий четверг за рабочим ужином кандидатуры на ключевые посты в Евросоюзе.

"Ожидается, что на саммите будет достигнуто соглашение по кандидатурам на три новых высших поста, предусмотренных Лиссабонским договором.

Читайте: Вместо Берлинской стены... Шенгенская.

Речь идёт о должности председателя Европейского Совета, высокого представителя ЕС по иностранным делам и вопросам безопасности (фактически главы МИД ЕС. – Ред.), а также руководителя секретариата Совета", - отмечается в заявлении шведского председательства.

Обсуждение кандидатур на ключевые посты в организации стало возможным после того, как 3 ноября президент Чехии Вацлав Клаус поставил свою подпись под основополагающим документом ЕС – Лиссабонским договором.

Таким образом, его ратифицировали все 27 стран-участниц, и теперь с 1 декабря он сможет вступить в силу. А новые руководители Евросоюза – приступить к работе.

Однако кто станет первым в истории "президентом" ЕС – тайна за семью печатями. И потому эксперты и в Европе, и за её пределами только гадают о кандидатурах на этот пост. Известно лишь, что председатель Европейского Совета пробудет на своём посту 2,5 года. Именно на такой срок, согласно Лиссабонскому договору, его и избирают.

Не пролил свет на имя руководителя организации и премьер-министр председательствующей в Евросоюзе Швеции Фредрик Рейнфельдт.

4 ноября на вопрос британской газеты Financial Times о будущем главе Евросоюза он лишь сказал, что им станет опытный политик. И исключил свою кандидатуру.

Но кое-какие версии по "кадровому вопросу" всё-таки выдвигаются. Чаще других называют имя трёх человек: бывших премьеров Великобритании и Люксембурга Тони Блэра и Жана-Клода Юнкера, а также действующего главы правительства Бельгии Хермана Ван Ромпея.

Звучат и другие имена. Например, бывших премьер-министров Бельгии, Испании и Финляндии Ги Верхофстадта, Фелипе Гонсалеса и Пааво Липпонена, а также экс-президента Ирландии Мэри Робинсон и действующего премьера Нидерландов Яна-Петера Балкененде.

Читайте: Почему президент Чехии отказывается менять Конституцию ЕС?

Что касается поста "министра иностранных дел" ЕС, то здесь чаще других мелькало имя главы МИД Великобритании Дэвида Милибэнда. Однако 10 ноября он сам категорически отказался от новой должности.

В качестве альтернативыему называли действующего верховного комиссара ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Солану и нынешнего главу МИД Швеции Карла Бильдта.

Поле для гаданий велико. Но можно предположить, что шансы Тони Блэра ниже, чем у представителей Бельгии и Люксембурга. Дело в том, что Великобритания стоит несколько особняком от процессов европейской интеграции, объясняя это необходимостью поддерживать особые отношения с США и другими заморскими англоязычными странами.

С Бельгией и Люксембургом – совершенно другая история. Обе эти страны ещё более 50 лет назад стояли у истоков европейской интеграции. У них нет своих крупных внешнеполитических интересов, которые бы шли вразрез с курсом всего Евросоюза.

В пользу этих стран говорит и тот факт, что каждая из них имеет по два государственными языка, являя собой как бы ЕС в миниатюре.

Так что шансы представителей Бенилюкса занять кресло "президента" ЕС очень велики.

Но кто бы ни был выбран 19 ноября – у многих возникнут вопросы относительно демократичности процедуры. Как в Евросоюзе, считающем себя оплотом демократии, возможно такое, чтобы первого руководителя ЕС выбирали за ужином всего 27 человек?

Кстати, многие жители европейских стран недовольны расширением полномочий Еврокомиссии и введением поста председателя Европейского Совета именно потому, что не имеют возможности выбирать их напрямую.

И все же: насколько демократична процедура избрания главы Европейского Совета за ужином? Чем объясняется такая поспешность? На эту тему в интервью "Правде.Ру" рассуждает эксперт Института Европы РАН Виктор Мироненко.

- Обсуждение такого вопроса за ужином – вещь слишком демократичная (Смеётся). Но если серьёзно, то так устроен Евросоюз.

Сейчас лидеры входящих в него стран находятся в состоянии эйфории после согласия Чехии ратифицировать Лиссабонский договор и стремятся побыстрее принять решение по определению людей на занятие должностей, прописанных в данном документе.

Действительно, председателя Европейского Совета народ не избирает. Но не стоит преувеличивать значение этого поста. По-настоящему политику ЕС будут определять всё-таки лидеры отдельных входящих в него стран. А они народом избираются.

Читайте: Кризис загнал Ирландию в сети "федеративной Европы".

Евросоюз – сложнейшая бюрократическая машина. В нём стараются регламентировать всякую мелочь, чтобы исключить толкования. Даже в тоталитарных обществах такой огромной и громоздкой системы правовых норм не было. Кстати, в самой Европе подобное положение вещей многим не нравится. Но, повторюсь, так уж устроен Евросоюз.

По конкретным кандидатурам на важнейшие посты ЕС говорить пока трудно. О чём договорятся лидеры 27 стран-членов, так оно и будет.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить