Когда в товарищах согласия нет…

Антииракская кампания США еще раз подчеркнула разновекторность внешней политики государств СНГ, разброс в их внешнеполитических ориентациях. Попытка секретарей Совбезов шести стран — членов Договора о коллективной безопасности и наблюдателей из четырех стран, не входящих в этот договор, выработать какую-то общую позицию по иракской проблеме успехом не увенчалась.

Это явилось свидетельством того, что страны СНГ столь различны, что даже в таком глобальном вопросе не могут придти к единому мнению. Созданное для оформления цивилизованного "развода" республик, входивших в СССР, Содружество, к сожалению, так и не стало жесткой международной структурой, предполагающей если не единую, то хотя бы согласованную международную политику входящих в нее государств.

Эксплуатируя приверженность России к сохранению единства, а нередко — его видимости, они при выработке политического и экономического курса или позиции в той или иной острой ситуации руководствуются не общими интересами Организации, а сугубо корыстными интересами правящих национальных элит, в большинстве случаев в ущерб России.

Большинство государств СНГ, за исключением разве Белоруссии, и раньше, и сейчас, во время иракского кризиса, не упускают случая продемонстрировать "самостоятельность" и "независимость" своей внешней политики и лишний раз убедить Запад, прежде всего США, в серьезности претензий на интеграцию в западные структуры, прежде всего, натовские. Потому-то и не слышно слаженного хора Содружества на мировой арене, особенно в периоды обострения международной обстановки. Так было в пору югославской катастрофы, такая же картина наблюдается и сейчас — во время вторжения США и их союзников в Ирак. По отношению к войне в Ираке государства СНГ можно условно разделить на три группы: 1) выступающие против агрессии и грубого попрания норм международного права; 2) поддерживающие США и их союзников; 3) официально не поддерживающие ни одну из сторон конфликта, не способные сформулировать более-менее внятную позицию, образно названные журналистами "болотом".

К первой группе безоговорочно можно отнести только Россию и Белоруссию, несмотря на определенную разницу в накале риторики заявлений их лидеров, в сочетании резкости и гибкости в критике США. Если Путин назвал акцию Соединенных Штатов ошибкой, то Лукашенко считает ее "первым актом крупнейшей циничной агрессии со времен Второй мировой войны". "Ирак может рассчитывать на помощь и поддержку настолько, насколько это возможно в сложившейся ситуации", — заявил белорусский президент. И Россия, и Белоруссия выступают за возврат к решению иракской проблемы в рамках ООН.

В группу стран, формирующих свою позицию, ориентируясь на США, входят Грузия, Азербайджан, Украина, Узбекистан, Казахстан. Президент Грузии Шеварднадзе полностью одобряет политику Вашингтона в отношении Ирака: "С 1992 года США оказали Грузии огромную помощь, поэтому она обязана поддержать дружественное государство". "Несмотря на недовольство России", — подчеркнул министр иностранных дел Г.И.Менгарашвили. Буш письменно поблагодарил Шеварднадзе за готовность предоставить военную инфраструктуру и воздушное пространство для американских войск. Обсуждается вопрос о переброске части армейской группировки США в Грузию после окончания войны в Ираке. Тбилиси спешно ратифицировал договор с США о двустороннем сотрудничестве в области обороны и рассчитывает на поддержку американцев в обеспечении "форсированного" вступления Грузии в НАТО и на активное подключение их к "восстановлению территориальной целостности страны".

В апреле планируется открытие в Тбилиси регионального представительства Североатлантического альянса на Южном Кавказе. В ходе приуроченного к этому событию визита генсека НАТО Дж. Робертсона планируется конкретизировать программу интеграции Грузии в структуры альянса, а также обсудить проблемы, связанные с нахождением на территории Грузии российских баз.

По заявлению секретаря Совета национальной безопасности Т.Джапаридзе, уже сейчас необходимо думать о создании в перспективе стратегического треугольника Грузия-Азербайджан-Украина. Это дало бы возможность формирования системы безопасности на Черном море, что отвечает интересам США и НАТО.

Заявив о своем стратегическом партнерстве с Соединенными Штатами, желание стать активным участником "антитеррористической коалиции" выразил Азербайджан. За поддержку и готовность предоставить воздушное пространство для американской авиации президент Алиев удостоен личной благодарности Дж.Буша.

Состояние военных аэродромов в Азербайджане, оборудованных с помощью Турции современной техникой и навигационной аппаратурой, получило высокую оценку специалистов НАТО, они могут стать основой для создания в будущем американской военной базы. Как и Тбилиси, Баку готовится к переходу на вооружение стран Запада. Азербайджанские спецслужбы координируют деятельность с турецкими и израильскими коллегами.

Администрация США обратилась в Конгресс с предложением выделить Баку дополнительную помощь в размере 41,5 млрд. долларов. Для американцев чрезвычайно важно то, что Азербайджан является одной из немногочисленных мусульманских стран — союзниц Вашингтона, которая к тому же соседствует с Ираном, представляющим, по их мнению, угрозу в регионе.

Однако лояльность Баку стратегическим интересам США и содействие антииракской коалиции чреваты для Азербайджана осложнением отношений с исламским миром и угрозой экономического кризиса.

Дело в том, что Азербайджан является членом Организации Исламской конференции, которая осудила антииракскую кампанию Вашингтона. Поэтому ОИК выступила одним из инициаторов бойкота Баку со стороны исламских деловых кругов. Ряд влиятельнейших организаций — Исламский фонд экономического развития, Арабский фонд экономического и социального развития, Арабский фонд ОПЕК и др. — объявили о приостановке деловых контактов с Азербайджаном. Тревожные прогнозы звучат в связи с перспективой вытеснения на мировом рынке азербайджанской нефти дешевой иракской.

"Компенсация" Азербайджаном Вашингтону несговорчивости Анкары в иракском вопросе ознаменовалась резким осложнением чрезвычайно важных для Баку отношений с Турцией. Разлад с ней не может не вызвать ощутимых для Азербайджана последствий в экономической сфере, в области военного строительства, в решении карабахской проблемы.

С оговоркой о необходимости борьбы с терроризмом, по сути, поддержала США Украина, направившая в район Персидского залива батальон химзащиты. Вашингтон включил ее в число 48 стран, "публично взявших на себя обязательства перед антииракской коалицией в деле разоружения Ирака". Посол США в Киеве Карлос Паскуаль отметил, что Украина сделала сознательный выбор и внесла свой вклад в коалицию. В ответ Вашингтон пообещал Киеву "качественно новый уровень двусторонних отношений" и участие в послевоенном восстановлении Ирака. Заверил, что со стороны США существует серьезная заинтересованность и впредь помогать Украине в вопросе присоединения к НАТО, вступления в ВТО и в решении других проблем.

По словам депутата Верховной Рады Юрия Луценко, "Кучма готов послать в Ирак всю Украину, дабы сохранить свою неприкосновенность и свою должность". Отправка батальона в Кувейт является ничем иным, как попыткой Кучмы дать политическую взятку Вашингтону в обмен на смягчение его позиции при рассмотрении начатого Минюстом США расследования по фактам возможной причастности украинского президента к отмыванию "грязных" денег, нелегальной международной торговле оружием, коррупции, политическим расправам. Он любым путем хотел бы также добиться благосклонного отношения американцев к его усилиям направить в выгодное для себя русло развитие внутриполитических процессов на Украине.

Однако, как считают эксперты, заявляя о важности развития отношений с Киевом, Вашингтон ориентируется уже не на Кучму, а на его потенциального преемника, который стал бы проводить более последовательный и четко выраженный прозападный курс.

Поддержку курсу США на быстрое "хирургическое решение проблемы Саддама Хусейна" высказал президент Узбекистана Ислам Каримов. "Полная поддержка Узбекистаном действий США не будет зависеть ни от каких новых решений Совета Безопасности ООН", — заявил он и предоставил США военно-воздушную базу в Ханабаде, за что получил письменную благодарность Буша.
В рамках программы по оказанию помощи иностранным государствам США намерены выделить Узбекистану в будущем году около 42 млн. долларов. Узбекистан планирует закупить большое количество оборудования и военной техники американского производства. Отряды узбекских десантников уже перестроены по американской модели.

Вхождение Узбекистана в ГУУАМ, выход из Договора о коллективной безопасности, размещение на территории страны воинских контингентов США "для дальнейшей отправки по месту назначения" однозначно воспринимаются экспертами как неуклонное удаление этого центрально-азиатского государства СНГ от орбиты стратегического сотрудничества с Россией. Вектор экономических, политических и иных интересов бывшего "маяка социализма на Востоке" все больше направляется в сторону Запада.

Сейчас ведется разработка конкретных проектов по оказанию Вашингтоном помощи в реализации промышленного и аграрного потенциалов Узбекистана и их финансированию в обмен на поддержку силовых и других акций США в Азии. По мнению экспертов, обладая половиной всего среднеазиатского населения — 25 млн. человек, Узбекистан рассчитывает занять ведущее место в регионе, подогревая сепаратистские настроения в Киргизии, Таджикистане и Казахстане и полагаясь на поддержку американцев (в том числе и в противостоянии с Туркменией по поводу проекта строительства трансафганского газопровода).

Заявив, что выступает за решение международных проблем только в рамках ООН, антииракскую акцию США поддержал Казахстан. Объяснение такого шага, данное в специальном заявлении МИДа, выглядит явно расплывчатым и неубедительным: "Казахстан остается приверженцем основополагающих принципов сотрудничества с США". Отвечая на вопрос, на ком лежит вина за начало войны в Ираке, министр иностранных дел К.Токаев был более определенным: "Конечно, виноват иракский лидер Саддам Хусейн, который не представил убедительных доказательств разоружения своей страны". Часть вины он возложил и на ООН: "Мировые державы уже не могут в рамках ООН найти общий язык и выработать единое мнение относительно решения важных для всех проблем. Значит, пора задуматься о необходимости ее реформирования". (Не по американским ли лекалам?)

Эксперты справедливо считают, что позиция Казахстана продиктована не столько опасениями относительно иракских угроз мировой безопасности, сколько боязнью негативных экономических последствий, которые возникнут у республики после победы Соединенных Штатов над Ираком. Ведь в ближайшие годы Америка намеревалась инвестировать в экономику Казахстана до 80 млрд. долларов. Кроме того, Казахстан стремится извлечь выгоду из противостояния здесь интересов США и Китая.

О позиции остальных стран СНГ, отнесенных нами к "болоту", и об отношении к ним США и их союзников можно судить на примере Таджикистана. Президент Эмомали Рахмонов поддержал Москву, настаивавшую на политическом диалоге между США и Ираком. Однако не приостановил переговоров о возможном предоставлении американцам трех аэропортов на территории страны. Как утверждает президент, они могут быть использованы американской военной авиацией лишь в гуманитарных целях.

На позиции Таджикистана не могли не сказаться итоги первого официального визита Рахмонова в Вашингтон в декабре 2002 года, знаменующего переход Душанбе к политике "открытых дверей". По итогам переговоров президенты двух стран выступили с совместным заявлением о "дальнейшем развитии долгосрочного партнерства и сотрудничества между нашими народами, основанном на обоюдном стремлении содействовать миру, безопасности, экономическому развитию и демократии в Республике Таджикистан и в Центральной Азии". Впервые в США был назначен таджикский посол, начинается строительство нового американского посольства в Душанбе. Америка намерена помочь Таджикистану "достичь более полного вхождения в глобальную экономику, повышения уровня жизни и соблюдения прав человека".

Около года Вашингтон пытается договориться с Душанбе о создании под эгидой антитеррористической коалиции постоянной военной базы США на территории Таджикистана. Пока подписано соглашение о военном сотрудничестве, а также о реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Душанбе, что позволит принимать тяжелые грузовые и боевые самолеты США и других стран НАТО.

Американская операция в Ираке привлекла серьезное внимание к Душанбе со стороны Европы и ускорила диалог об активизации отношений Таджикистана с европейскими структурами. Об этом свидетельствует мартовский визит Рахмонова в Бельгию и Германию, где он обсудил возможность расширения сотрудничества в рамках программы "Партнерство во имя мира", к которой Душанбе присоединился последним из стран СНГ.

Анализ отношения стран СНГ к войне в Ираке подтверждает высказанное выше предложение о том, что, стремясь балансировать между Россией и Западом, в первую очередь с США, и взвешивая выгоду от крена в ту или иную сторону, они проводят сугубо прагматическую политику, игнорируя подчас интересы Содружества как единого целого. Естественно, это дело каждого суверенного государства выбирать и менять ориентиры национальной политики. Но такие перемены не должны оставаться вне поля и без реакции стержневого государства СНГ — России. Нелегкая задача Москвы заключается в том, чтобы не просто сохранять верность виртуальной "дружбе народов", а добиваться того, чтобы сотрудничество с соседями не носило характера односторонних уступок, а отвечало политическим, экономическим и стратегическим интересам России. Это особенно важно в свете того, что, оккупируя Ирак, США прочно утвердятся на Среднем Востоке, взяв под контроль находящиеся там богатейшие запасы нефти. Следующим шагом наверняка станет опасное для России и будущего Содружества расширение американского военного присутствия в центрально-азиатских государствах СНГ и в Закавказье.

Противостоять этой тенденции можно только путем эффективного наращивания экономического, военного и внешнеполитического потенциала России, а также укрепления разноформатного сотрудничества в рамках СНГ на основе общности интересов и взаимной выгоды. В отношениях с коллегами по СНГ необходимо разумное сочетание гибкости и твердости, не исключающее использование имеющихся в распоряжении Москвы рычагов экономического и политического воздействия.

Что же касается настоящей экономической интеграции, а тем более политического объединения стран СНГ, то это трудное дело далеко не близкого будущего, в том числе и в узких форматах.

Г.Панфилов, "Информационное агентство МиК"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить