США и КНР в разных углах африканского ринга

Госсекретарь США Хиллари Клинтон 14 августа завершает 10-дневное турне по странам Африки поездкой на расположенные близ западного побережья континента острова Кабо-Верде. До этого она посетила Кению, Южно-Африканскую Республику, Анголу, Демократическую Республику Конго, Нигерию и Либерию.

Обратим внимание на то, что в июле ещё одну африканскую страну – Гану – посетил Обама. И сделал он это спустя почти месяц после того, как в четырёх странах Африки – Египте, Нигерии, Намибии и Анголе – побывал президент России Дмитрий Медведев. А ещё зимой этого года по Африке проехался председатель КНР Ху Цзиньтао.

Что же потянуло в столь длительное путешествие по Чёрному континенту госсекретаря США? В начале августа, перед стартом поездки, американский Госдепартамент заявил о том, что ее цель – демонстрация приверженности США укреплению связей со странами Африки и намерение помогать им в решении важнейших проблем.

Читайте: Геополитический пояс безопасности Китая .

Данное заявление Госдепа представляло собой фактически повтор слов, произнесенных Обамой в январе этого года. Едва вступив в должность президента, он заявил, что США будут преследовать в Африке четыре цели: обеспечение безопасности, развитие демократии, поддержку рыночной экономики и помощь в борьбе с болезнями.

Но можно ли принимать данные слова на веру? Сомнительно. Дело в том, что в каждой из семи стран, значащихся в программе визита госсекретаря Клинтон, США имеют вполне конкретные экономические интересы. В настоящее время Штаты – главный потребитель африканской нефти, а Нигерия и Ангола – крупные экспортёры "чёрного золота" на мировой рынок. (Кстати, Демократическая Республика Конго располагает огромными залежами тантала – металла, применяемого в производстве электроники).

Вторым покупателем африканской нефти является Китай, в последнее десятилетие прочно здесь укрепившийся. Скажем лишь, что в 2008 г. объем торговли между КНР и африканскими странами превысил 100 млрд долларов. А после февральского турне по Африке председателя КНР Ху Цзиньтао эта цифра ещё возрастёт.

Вот тут и проявляется истинная цель визита госсекретаря. Африканский континент быстро превращается в поле заочной битвы между Вашингтоном и Пекином, поскольку стремление последнего заполучить новые рынки и сырьевые ресурсы постоянно усиливается.

Еще в июле 2008 г. американский заместитель министра обороны по политическим вопросам Эрик Эдельман заявил членам сенатского комитета по иностранным делам, что "полномасштабные действия Китая по усилению своего влияния и налаживанию связей в Африке и Латинской Америке могут иметь взрывоопасные последствия для США".

Читайте: Российский прорыв на Чёрном континенте .

Пентагон уделяет росту китайского влияния в Африке особое внимание. В октябре 2007 г. это ведомство объявило о создании нового военного командования – Африканского, в соответствующих кругах известного как AFRICOM. С октября 2007 года оно официально стало десятым объединенным боевым командованием в структуре министерства обороны.

Хотя американские государственные деятели отрицают, что причиной его появления на свет стали действия Китая в Африке, многое говорит о том, что AFRICOM ознаменовал собой начало реализации новой стратегии сдерживания, нацеленной на ограничение китайского влияния на континенте.

Пекин способен создать для руководства США целый ряд проблем, поскольку он все активнее участвует в африканских экономических и дипломатических процессах. С военной точки зрения, это существенно затрудняет проведение США антитеррористических операций, так как лояльные к Китаю страны могут воспротивиться размещению на своей территории американских военных.

С политической точки зрения, это усиливает влияние Китая в таких органах, как Совет Безопасности ООН, в котором 10 непостоянных членов, и два из них представляют Африку. Наконец, экономическое соперничество между США и Китаем за важные ресурсы Черного континента может продемонстрировать явное превосходство Пекина, не имеющего, в отличие от Запада, "нагрузки" в виде колониального прошлого и работорговли.

Читайте: "Подбрюшье" США перестало быть мягким .

В последнее десятилетие Китай уверенно наращивает свое участие в дипломатических, военных и экономических делах африканского континента, который обладает как сырьевыми ресурсами, так и новыми рынками, необходимыми Китаю для обеспечения своего экономического роста. Мощное развитие торговых отношений между двумя

США и КНР в разных углах африканского ринга
США и КНР в разных углах африканского ринга
сторонами за последние годы иллюстрирует тот факт, что объем торговли за 1990-е гг. вырос на 700 процентов.

По сути дела, КНР начала проникать во все отрасли африканской экономики. На это в июле 2008 года указала английская газета The Financial Times. "Китай готовится прийти в Африку в таких масштабах, которые намного превосходят все его приобретения на этом континенте к настоящему времени", – писало издание.

Кроме того, The Financial Times отметила, что банкиры из Китая изучают возможности для занятия ключевых позиций в самых разных отраслях, включая нефтяной и газовый бизнес, телекоммуникации, неблагородные металлы и энергетику.

Китай делает ставку на экономическое проникновение. США ищет союзников и формирует военное командование. У каждого свои подходы, но то, что эти державы сойдутся в непримиримой борьбе за Чёрный континент, – геополитическая аксиома.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить