Пакистанские талибы начали войну. Пока не атомную

В «ядерном» Пакистане возобновилась гражданская война. 30 июня талибы из провинции Северный Вазиристан разорвали заключенное в феврале 2009 г. с центральными властями страны перемирие и возобновили боевые действия. О вариантах возможного развития событий «Правде.Ру» в интервью рассказал эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

– В феврале 2009 г. после трёх лет войны на территории Пакистана официальный Исламабад пошёл на компромисс с талибами. Он узаконил в Северном Вазиристане шариат, чего требовали исламские радикалы. А теперь они разрывают подписанное ими же перемирие. Можно ли говорить о том, что именно талибы несут ответственность за возобновление гражданской войны?

– Ситуация там не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Главным образом, вину за срыв перемирия несут не талибы, а Исламабад. В последние дни пакистанские войска стали наращивать давление на северо-западном направлении, в Вазиристане, поскольку этого от центральных властей требовали США. В свою очередь, талибам был нужен только повод для возобновления боевых действий против Исламабада, чтобы ещё больше обезопасить себя от его влияния и расширить контролируемую зону. Таким образом, обе стороны заинтересованы в эскалации обстановки.

Читайте также: "Зеленый берет против афганских талибов" 

А в чём суть внутрипакистанского противостояния?

– Дело не только в различии идеологии официального Исламабада и противостоящих ему исламских радикалов, но и в том, что те и другие - это люди, умеющие только воевать. То есть разрушать, а ничего конструктивного предложить не могут.

– Затянувшаяся борьба в Пакистане идёт уже не первый год. Что мешает подавить исламистов?

– Ситуация усугубляется тем, что в проблемных районах компактно проживают пуштуны. Они выступают единым фронтом, и расколоть их очень сложно. Население в этих районах почти единодушно поддерживает талибов.

– Как вы сказали, они не в состоянии предложить ничего конструктивного, улучшить жизнь населения. Почему же тогда оно поддерживает талибов?

– ХАМАС для палестинцев тоже ничего не сделал хорошего, но они объединяются вокруг этого движения. Или курдские группировки, выступающие против Турции. В Пакистане ситуация похожая. Дело в том, что жизнь населения не улучшили и центральные власти. Политика Исламабада по закручиванию гаек приводит к обратному эффекту. Не случайно, ещё в 2006 г., опираясь на народный протест, талибы провозгласили в Вазиристане своё собственное государство. Для местного населения они – знамя борьбы против центрального правительства, служащего для вазиристанцев источником всех проблем.

– В том числе и американской?

Да, учитывая то, что авиация США регулярно наносит удары по местным населенным пунктам, что привело к сотням жертв. И исламисты использовали это для агитации среди местного населения, во всех подробностях рассказав, как Исламабад пошел на сделку с американцами, пустив их на свою территорию для «борьбы против террора».

Прежний лидер Пакистана генерал Мушарраф прекрасно понимал расклад сил и не хотел обострять ситуацию в стране, зная, будучи военным человеком, что удержать Вазиристан силой, навязав ему свои правила игры, будет практически невозможно. Однако этого не понимали или не хотели понять США, требуя от Пакистана доказать на деле свою приверженность борьбе против терроризма. Строптивость Мушаррафа, не желавшего переходить красную черту, в конечном счете, привела к его замене. Сегодня в Пакистане правит Зардари. Однако его действия опять же обусловлены нажимом со стороны американцев, испытывающих всё более серьезные проблемы в Афганистане.

– Каковы перспективы выхода из конфликта?

– Они довольно туманны. Исламабад постепенно утрачивает контроль над северо-западными районами страны. И возможно, что от него отпадут не только Северный, но и Южный Вазиристан. И вполне реальное расширение конфликта затронет другие районы страны, приведет к дестабилизация на всей пакистанской территории. Учитывая рост оппозиционных сил в стране, дальнейшее укрепление авторитета их Наваз-Шарифа и недовольство политикой официального Исламабада местными военными – такого варианта развития событий исключать нельзя. Но я думаю, что исламистам все же не удастся захватить власть в стране.

– Как относятся американцы к тому, что дестабилизация обстановки может иметь опасные последствия применительно к пакистанскому ядерному

Пакистанские талибы начали войну. Пока не атомную
Пакистанские талибы начали войну. Пока не атомную
арсеналу?

В США просчитывают разные варианты развития событий. В том числе и ситуацию, при которой местное ядерное оружие может попасть в руки исламистов. И, хотя в Вашингтоне хорошо осведомлены, что это лишь ракеты средней дальности, не способные поразить их территорию, тем не менее, американцы постараются не допустить, чтобы ядерный арсенал попал в руки представителей «Аль-Каиды». Не допустить вплоть до применения силовых методов.

Читайте по теме: "Тактические проблемы" Пентагона обернулись десятками погибших

О важнейших международных событиях читайте в разделе "Мир" на "Правде.Ру".

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить