"Евровидение" как средство политической борьбы

Конкурс «Евровидение», финал которого пройдёт сегодня в Москве, сопровождался политическими скандалами. Достаточно лишь вспомнить демонстративный отказ Грузии приехать в Россию из-за того, что грузинским исполнителям не разрешили спеть скандальную песню « I don t wanna put in ». Но на деле политика более 50 лет сопутствовала проведению конкурса, хотя правила «Евровидения» запрещают исполнять со сцены политические песни.

Сегодняшний финал конкурса «Евровидение» в Москве благодаря стараниям Грузии приобрёл политическую окраску. Но подобное происходило с этим мероприятием и раньше.

Читайте: Грузинское "Альтервидение" для антироссийской самодеятельности.

Организатором «Евровидения» является Европейский вещательный союз (ЕВС). Главным условием конкурса было отсутствие всякой политики в песнях. Однако избавиться от нее оказалось невозможно. Когда зашла речь о проведении конкурса, цель стояла вполне политическая – культурное объединение Европы.

И то, что первое «Евровидение» состоялось в мае 1956 г. в швейцарском городе Лугано, тоже было политически обусловлено. В Швейцарии три государственных языка – немецкий, французский и итальянский, и кто, как не эта страна, должна была проиллюстрировать единство Европы.

Кстати, практически одновременно с «Евровидением» в 1957 г. был создан Европейский экономический союз (ЕЭС), ставший предтечей Евросоюза (ЕС). Так что массовая культура и большая политика уже тогда шли нога в ногу.

Вплоть до конца 1980-х гг. в конкурсе участвовали лишь представители капиталистических стран Европы (включая Турцию, Кипр и географически не относящийся к Европе Израиль).

Политика была неизменной спутницей «Евровидения». Так, в 1964 г. во время конкурса в Дании неизвестный выбежал на сцену, держа в руках плакат "Бойкот Франко и Салазару". Таким образом, он выражал протест против участия в конкурсе Испании и Португалии, которыми тогда правили вышеозначенные диктаторы. По той же причине на конкурс 1969 г. своего исполнителя не послала в Мадрид Австрия.

Так же поступила в 1975 г. Турция в отношении конкурса в Иерусалиме. Так турки выразили мусульманскую солидарность с арабскими странами, известными своими, мягко говоря, напряжёнными отношениями с Израилем. Похожий случай имел место в 2005 г. Тогда Ливан отказался дебютировать на «Евровидении» потому, что ему не разрешили проигнорировать показ выступления певца из Израиля.

Из соцстран на «Евровидении» появлялась только Югославия, которая самим фактом участия в конкурсе лишний раз показывала, что она держится особняком от СССР и остальных соцстран Европы. В политике и экономике югославы демонстрировали независимость от Москвы тем, что не участвовали в Варшавском договоре и СЭВ (Совете экономической взаимопомощи), где доминировал Советский Союз. В массовой культуре обособленность проявлялась как раз в участии в «Евровидении».

Расширение географии «Евровидения» в 1990-е гг. опять же связано с исчезновением мировой системы социализма. Страны Восточной Европы, не исключая отчасти и Россию, всячески стремились к сближению с Западом. В политике это проявилось в желании войти в ЕС и НАТО. А в области массовой культуры – к участию в «Евровидении».

До 2001 г. бывшим соцстранам не удавалось там побеждать. Зато потом их словно прорвало. Эстония праздновала победу в 2001-м, Латвия – в 2002-м, Украина – в 2004-м, Сербия – в 2007-м, Россия – в 2008-м. Только Турции (2003 г.), Греции (2005) и Финляндии (2006) удавалось прерывать победную поступь бывших соцстран в последние годы.

Победа в конкурсе попсовой песни при этом воспринималась «новой» Европой как политическая. Достаточно вспомнить, что когда «Евровидение» 2005 г. проходило в Киеве, награждать победителя вышел сам Виктор Ющенко. Украину на том конкурсе представлял римейк песни «Разом нас багато», ставшей гимном «оранжевой» революции. Можно также вспомнить скандал 2007 г. с участием Андрея Данилко и песни, где вроде бы была строчка «Раша, гудбай!».

Читайте: Грузинские "еврокапризы" и музыкально-политический пиар.

Осенью 2008 г. в знак солидарности с Грузией по случаю войны в Южной Осетии в Москву решили не ехать представители Латвии и Эстонии. Правда, прибалты, в отличие от грузин, в российскую столицу всё-таки приехали. Затем был приснопамятный скандал с грузинской песней, где обыгрывалась фамилия Владимира Путина. Когда эту песню из-за прямого политического подтекста попросили заменить

"Евровидение" как средство политической борьбы
, Грузия решила вообще в Москву никого не посылать и провести в Тбилиси «Альтернативное Евровидение» («Альтервидение»).

Политизация конкурса была налицо. В итоге Австрия решила отказаться от участия в конкурсе 2010 г. именно по причине его излишней политизации. И можно предположить, что не она одна сделает подобное. Правда, история показала, что отделить «Евровидение» от политики не получится. Такова уж судьба этого конкурса.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить