Евросоюз: отцы и дети

Пять лет назад, 1 мая, произошло самое масштабное за всю историю расширение ЕС. В него вступили 10 стран, в основном бывшие партнёры СССР по соцлагерю. Спустя 2,5 года к ним присоединились ещё две. Но время показало, что Польша, Прибалтика и другие новички не соответствуют параметрам ЕС ни экономически, ни политически. И то, что задумывалось как объединение Европы, на деле обернулось для Евросоюза головной болью.

1 мая 2004 г. произошло грандиозное событие – ряды Евросоюза пополнили сразу 10 стран. Такого масштабного расширения в истории ЕС не было никогда. Восемь тогдашних новичков представляли бывший социалистический лагерь – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Литва, Латвия и Эстония. Вместе с ними тогда в Евросоюз вошли Кипр и Мальта. 1 января 2007 г. ЕС пополнился ещё двумя странами – Болгарией и Румынией.

Казалось, процесс объединения Европы после многолетнего раскола на кап- и соцлагерь практически завершился. Однако уже тогда звучали голоса скептиков, указывавших на экономическую слабость новичков ЕС.

Читайте: Объединение Европы или "натиск на Восток"?

Основной показатель определения уровня жизни в странах ЕС - уровень соотношения валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения и покупательской способности. По статистике ЕС на 2007 г., пропасть между самой богатой и самой бедной страной... семикратная! Самый богатый – Люксембург – имеет 276 процентов от средней по ЕС величины (100 процентов), а беднейшая Болгария – 38.

Выше беднейшей из стран Западной Европы – Португалии (75 процентов) – расположились лишь Кипр (93), Словения (89), Чехия (82) и Мальта (77). У Румынии этот показатель был равен 41, у Польши – 54. Для сравнения: в Голландии - 131, в Австрии – 128, в Германии - 113.

В мае и июне 2005 г. на референдумах во Франции и Голландии была отвергнута Конституция ЕС. Одной из главных причин этого стало недовольство местного населения тем, что к ним хлынет дешёвая рабочая сила из Восточной Европы, а отсутствие каких-либо преград в перемещении таких людей как раз и закреплялось юридически. Кроме того, французы и голландцы были недовольны многомиллиардными дотациями из общеевропейской казны бывшим соцстранам.

Осенью 2007 г.

Евросоюз: отцы и дети
Евросоюз: отцы и дети
на смену Евроконституции пришёл Лиссабонский договор, но его в июне 2008 г. отвергло на референдуме население Ирландии. И дело было не только в том, что полномочия никем не избираемой Еврокомиссии увеличивались, а выбираемых народом правительств отдельных стран – уменьшались. Ирландцы тоже боялись притока гастарбайтеров с востока.

Но экономический фактор – не единственный. После 1 мая 2004 г. оказалось, что почти все новички ЕС слепо поддерживали любые инициативы США, включая войну в Ираке. Это был плохой подарок для Франции и Германии, старающихся проводить независимый от Вашингтона курс. Кроме того, Польша и Прибалтика вредили отношениям ЕС и России. Так, в 2006 г. Польша наложило вето на переговоры по новому базовому соглашению Россия-ЕС, которое было снято лишь через два года.

Читайте: Евротупик в Лиссабоне .

В свою очередь, Латвия, Литва и Эстония требуют от ЕС, чтобы тот настоял на возмещении Россией ущерба «за советскую оккупацию». В сентябре 2008 г. по их (и Польши) настоянию диалог Россия-ЕС был прерван в связи с событиями вокруг Южной Осетии. По их мнению, Евросоюз должен был резко осудить Россию за «агрессию против Грузии». К счастью, через два месяца диалог возобновился.

Более развитые Словения и Чехия сведением счётов с Россией не занимались. Но стоило им доверить председательство в ЕС, как они не справились. В первом полугодии 2008 г. ЕС возглавляли словенцы. Их приоритетом стало признание независимости Косово, что вызвало раскол внутри ЕС: Испания, Румыния, Греция и Словакия отказались это сделать.

Что касается нынешнего чешского председательства, то его омрачил правительственный кризис в Праге в феврале-марте 2009 г. В результате отставки премьера Мирослава Тополанека без председателя остался весь ЕС. Пока чешские политики занимаются сведением счётов друг с другом, у Евросоюза нет общего антикризисного плана. А ведь это сейчас – первая задача председателя ЕС.

В начале апреля 2009 г. верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана предложил остановить процесс расширения Евросоюза. Но, кажется, этой организации вообще не стоило расширяться. Бывшие соцстраны показали себя незрелыми и экономически, и политически. То, что задумывалось как объединение континента, превратилось в головную боль для Западной Европы. Особенно на фоне нынешнего кризиса, ибо в наибольшей степени он как раз затронул новичков ЕС – Латвию, Венгрию и иже с ними.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить