За рубежом русская "разведёнка" с малышом – бесправна

Скандал, главной героиней которого стала Элиза Андре-Беленькая, заставляет говорить о других подобных случаях. Во Франции они нередки. Да и не только в этой стране. Ситуация с Элизой и Ириной Беленькой продолжила череду скандалов по всему миру, связанных с детьми из распавшихся семей, где матери - русские. Все дело в том, что законы практически всех стран защищают в первую очередь интересы своих подданных.

Трагическая история малолетней Элизы продолжается. Правозащитники говорят, что, выдавая ее отцу-французу, венгерские власти нарушают нормы морали и Конвенции о правах ребенка. Дальнейшую жизнь детей после распада семьи во Франции решает Высший суд по правам ребенка, независимый от властей.

В решении оставить Элизу с отцом нет никакого политического подтекста, поскольку законодательство страны защищает интересы именно своих граждан. Оно запрещает под страхом уголовного преследования увозить из Франции рожденных на ее территории детей.

Читайте: Бедная Элиза, франко-русское дитя раздора .

Если же это по каким-то причинам произошло, человек, чтобы не обрести статус похитителя, обязан вернуть ребенка обратно. В противном случае его будет искать Интерпол. Если будет установлено, что Ирина что-то сфальсифицировала в заявлении по делу, она вообще лишится права быть с дочерью.

А как дело обстоит в других странах? Защита своих граждан – общемировая практика. Увы, как показывают реалии, многие россиянки либо не знают, либо не хотят знать законов тех стран, куда они въезжают.

Например, в США - самой демократичной стране мира - в случае развода родителей судьба детей находится в руках суда присяжных. И они всегда оставляют ребенка в своей стране.

Например, случай с россиянкой Лолитой Гармин, которой суд разрешил встречаться с дочерью «два раза в неделю по два часа в определенном месте под наблюдением инспектора по работе с детьми». То же самое разрешили и отцу ребенка – Патрику. В 2002 г. он похитил малышку и вывез ее в США. Затем обратился в суд, требуя оставить дочь в Америке, заявив, что «больше не отпустит ее в такую страну, как Россия».

Ребенок находится под опекой органов социальной защиты США и живет в одной из американских семей. При этом Лолита Гармин пребывает как бы в положении преступницы: не знает о местонахождении дочери и даже не может ей позвонить в неустановленное время.

Происходили «детские» скандалы между Россией и Норвегией. Например, случай с 12-летней Таней Хеллерен, оставленной, тоже решением суда, в этой стране в 2008 г. после распада ее семьи. Но там судьба ребенка обусловлена практическими соображениями: по норвежским законам, он отдается на попечение тому родителю, который докажет, что лучше способен материально его обеспечивать. И, скажем, даме, сидевшей на шее супруга, вряд ли есть на что рассчитывать.

Если же выяснится, что мамаша когда-то даже за провинность угостила свое чадо оплеухой, ей и подавно грозит лишение родительских прав. Более того – к такому же исходу приводит отсутствие контроля за школьной посещаемостью.

В Дании ситуация похожая: в случае развода отец, гражданин этой страны, даже если кругом виноват, получает 50 процентов прав на ребенка.

Израильское законодательство также стоит на страже интересов, в первую своих граждан. Об этом наглядно говорит ситуация с 69-летней Изабеллой Бальфер, которая в 2007 г. была вынуждена отбывать наказание за соучастие в преступлении своей дочери: Изабелла помогла ей после развода увезти в Россию ребенка тайком от бывшего мужа.

Одна из причин подобной несправедливости в отношении россиян в том, что наша страна не подписала международную конвенцию, которая обязывает ее возвращать детей, незаконно увезенных одним из супругов. Этим обстоятельством и пытаются пользоваться некоторые наши мамочки. Но лучше от этого не становится ни им, ни детям.

В католических странах, вроде Ирландии, Испании и Италии, подобные скандалы происходят редко. Главная причина – сила традиций, поскольку католическая церковь категорически против расторжения браков. Это отражается и в государственных законах. Причем, их особенность в том, что бракоразводный процесс и особенно определение судьбы детей длятся долгие годы.

С другой стороны, общемировая практика наглядно показывает, что, несмотря на наличие разных международных конвенций, при развале «интернациональных» семей каждое государство тянет одеяло на себя, защищая интересы своих граждан соответствующими законами. Может, пора и нашим законодателям призадуматься?..

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить