Россия вытягивает Приднестровье к миру

Россия набирает новые очки как миротворец по урегулированию Приднестровского конфликта. Результаты этой работы налицо: за это время, прошедшее с момента окончания «горячей» фазы конфликта не было ни одной стычки. Однако о решении проблемы говорить рано.

18 марта в Москве прошла встреча президентов России Дмитрия Медведева с коллегами из Молдавии и Приднестровья - Владимиром Ворониным и Игорем Смирновым, посвященная урегулированию Приднестровского конфликта. Заметим, что этот диалог был инициирован Россией, потому что тенденция наблюдалась тревожная: Тирасполь предлагал Кишиневу продолжить переговоры на высшем уровне, но последний подозрительно молчал.

Дело в том, что встреча эта должна была пройти на территории ПМР. Для Владимира Воронина приезд в Тирасполь означал признание Игоря Смирнова равной ему стороной. С точки зрения молдавских националистов, это означало бы для Кишинева расписаться в своем поражении.

Читайте: Молдавия отказывается от румынских "адвокатов".

Возникло опасение, что переговоры могут вообще не состояться, и тут в ситуацию вмешалась Россия. Для Кишинева встреча в Москве была компромиссным вариантом. Благодаря российской стороне переговорный процесс не утух и стал важным шагом в достижении урегулирования Приднестровского конфликта. Это и стало главным результатом вчерашней встречи.

Урегулирование конфликта в последние годы велось по схеме «5+2». В переговорах, кроме Молдавии и ПМР, участвовали Россия и Украина (в качестве гарантов), ОБСЕ выступала посредником, а США и ЕС были наблюдателями.

Нынешняя активность Москвы вызвала на Западе кривотолки, что якобы она пытается изменить ситуацию в свою пользу. Однако Россия заявила, что не намерена нарушать прежний переговорный формат.

Заметим, что из всех конфликтов, бушевавших на постсоветском пространстве, приднестровский пока является самым тихим: за 16 лет с момента окончания его активной фазы здесь не было вспышек насилия. Все это является заслугой миротворцев и политиков. В первую очередь, российских.

Напомним, что в конце 1980-х гг. молдавские националисты взяли курс на сближение с румынами. В 1988 г. начались демонстрации под лозунгами: «Молдавия – для молдаван», «русских – за Днестр, евреев – в Днестр» и др. В августе 1989 г. националисты взяли курс на введение латиницы и на запрет русского языка. Это вело к конфликту с русскоязычным населением, сконцентрированном в основном на левом берегу Днестра.

В сентябре 1990 г. была образована Приднестровская Молдавская республика в составе СССР в противовес молдавским националистам, ратовавшим за выход из него. При этом советское руководство закрывало глаза на действия националистов и жестко критиковало тех, кто пытался им противостоять.

В ноябре того же года Кишинев попытался восстановить свою власть над левым берегом. Именно тогда впервые произошло кровопролитие. По мере распада СССР конфликт развивался. Молдаване хотели во что бы то ни стало выйти из состава СССР, а ПМР наотрез отказывалась. События августа 1991 г., во время которых Кишинев попытался подавить ПМР, наглядно показали - развязка близка. В марте-апреле 1992 г. молдаване совершили ряд нападений на российских и приднестровских военных.

И вот 19 июня 1992 г. наступила развязка. Президент Молдавии Мирча Снегур направил армию «зачищать» Бендеры. Однако приднестровцы при помощи русских добровольцев разбили нападавших. Бои продолжались и в июле 1992 года. Вооруженный конфликт унес жизни более 1000 человек с той и другой стороны. Под давлением России Молдавия прекратила агрессию против ПМР.

Проблема Приднестровья затрагивает и другую. В последнее время позиции Воронина были довольно шаткими. Соседи-румыны предлагают Молдавии войти в состав своего государства. Народ не против этого шага. В немалой мере потому, что этом случае их страна войдет автоматически в ЕС, куда они смогут ездить на работу без всяких виз.

Читайте также: Молдавия и Румыния: между объединением и противостоянием

Поэтому Воронин рискует остаться «королем без королевства»: никто не собирается делать коммуниста главой объединенной Великой Румынии. Возможность удержаться у власти для него одна: показывать себя триумфатором-миротворцем, но не допустить урегулирования конфликта, максимально затягивая процесс.

И в ЕС не потерпят румыно-молдавские комбинации без урегулирования конфликта. Втягиваться в него Европе пока не имеет смысла. Но ее позиция может измениться, если стороны полюбовно разойдутся. Но это не в интересах нынешнего молдавского руководства.

Самые последние новости читайте на "Правде.Ру".

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы