«История меня оправдает»

Ровно 50 лет назад, 6 июля 1953 года, молодой адвокат Фидель Кастро Рус вместе с 200-ми своих соратников попытался захватить казарму Монкада. Как известно, штурм был неудачным, повстанцы потерпели поражение. Половина из них погибла во время боя, большая часть остальных была пленена солдатами диктатора Фульхенсио Батисты. Однако именно эту дату принято считать началом новой истории Кубы – Острова Свободы.
Во многих статьях Фиделя Кастро и его сторонников принято называть революционерами. Возможно, это определение правомерно. Но только если не ставить знак равенства между словом «революционер» и «марксист» (или «коммунист»). Никаким коммунистом Кастро в начале 50-х годов не был. Да, он интересовался марксизмом, изучал его во время учебы в Гаванском университете, но марксистским идеям не сочувствовал. Его взгляды на коммунизм изменились только после того, как режим Батисты был свергнут в 1959 году.
Однако нельзя отрицать и того, что на формирование взглядов Кастро на политическую о социальную систему идеи марксизма не могли не повлиять. Вступив в Партию кубинского народа в начале 50-х годов, Фидель быстро становится лидером ее левого крыла. Его кандидатуру выдвинули на выборы в Национальный конгресс, которые должны были состояться в 1952 году. Однако не задолго до выборов на Кубе произошел военный переворот. К власти пришел генерал Батиста. Естественно, с мечтой о карьере депутата Национального конгресса Кастро пришлось расстаться…
Впрочем, Фидель не смирился. Он обвинил Батисту в нарушении конституции Кубы, однако суд не стал рассматривать его петицию. Да и какой в этом был толк, если Батиста на следующий день после прихода к власти своим указом отменил действие конституции?
Кастро и его сторонники очень быстро поняли, что одними только политическими средствами Батисту не свалить. Оставалась вооруженная борьба. У Фиделя уже был небольшой опыт в этом деле – в 1947 году  он участвовал в экспедиции в Доминиканскую республику с целью оказания помощи в свержении режима диктатора Трухильо. Правда, этот поход закончился полным провалом, но Фиделю удалось спастись. Он переплыл залив Нипе и вернулся в Гавану.
Разумеется, этот опыт был недостаточен для того, чтобы опираться на него при подготовке плана свержения Батисты. Однако коррумпированный и абсолютно беспринципный генерал был настолько непопулярен, что заговорщики рассчитывали свергнуть его малыми силами. Ставка делалась на внезапность нападения.
По плану нападавшие должны были захватить казарму Монкада (представлявшую собой настоящую крепость), Дворец Правосудия и еще несколько объектов. А затем обратиться к народу по радио и призвать к неповиновению режиму Батисты. Однако в день атаки, 26 июля, все сразу пошло наперекосяк…
В тот день штурмовая группа в количестве до 120 человек атаковала казарму. Часть повстанцев заняла определённые позиции: здание суда, из которого под углом просматривалась казарма, ряд зданий против задней части крепости. Группа, возглавляемая непосредственно Фиделем Кастро (состояла примерно из 90 человек), направилась на машинах к входу в казарму, чтобы проникнуть в крепость с фасада. Однако до главной цели добрались человек 60 – 70, так как часть машин, из-за недостаточного знания местности водителями, проскочили поворот и уехали в сторону. Произошла ещё одна непредвиденная случайность – одна из машин, задев бордюр тротуара, остановилась рядом с дополнительным патрулём, выделенным для охраны казармы в связи с проводившимся в этот день карнавалом. В результате столкновения с патрулём завязался бой, длившийся около двух часов.
Поскольку бой начался вне крепости, а не внутри, как предполагалось, был потерян фактор внезапности, и основная задача стала невыполнимой. В район боя были стянуты дополнительные части правительственных войск. Большинство из уцелевших в бою при штурме казармы Монкада повстанцев не слоили оружия, а отошли в горы Сьерра-Маэстра и продолжили борьбу. Однако вскоре они были обнаружены и захвачены правительственными войсками.
Так закончилось первая попытка Фиделя Кастро возглавить вооруженную борьбу. И тем не менее, несмотря на поражение, он стал признанным лидером противников Батисты. Потом был суд, на котором Кастро произнес  знаменитые слова – «История меня оправдает» (недавно их повторил британский премьер Тони Блэр, только по совсем другому поводу). Фиделя приговорили к 15 годам тюрьмы, однако спустя два года освободили по всеобщей амнистии. Что было дальше – хорошо известно: режим Батисты был свергнут, Кастро пришел к власти и почти сразу же нажил себе столько же (если не больше) врагов, как и его предшественник.
Но одно дело, за которое история действительно его оправдает, Кастро действительно сделал. Никто вот уже на протяжении почти 50-ти лет не может сказать о Кубе, что это «карибский бордель Америки». Правда, похоже, времена меняются. И часть кубинцев не имеет ничего против такого определения…

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *