Олег Филипенко: Анатолий Быков глазами зарубежных сми

В связи с последним арестом Анатолия Быкова появилось очень много публикаций в защиту бывшего «алюминиевого короля» Сибири. В некоторых, содержались прямые отсылки на западную прессу, которая, якобы, осуждает ФСБ и Прокуратуру, за «преследование удачливого бизнесмена», и накликивают нам возвращение 37 года. Личность «хозяина Красноярского края» уже несколько лет притягивает к себе пристальное внимание журналистов Англии, США, Франции, Испании и Италии. Внимательное изучение иностранной прессы дает абсолютно точный образ, Толи Быка сформировавшийся на Западе. Мы принципиально не ссылаемся на бульварную прессу типа Carriere della Sere или Reppublica, а только на уважаемые в западном мире качественные издания. На те газеты и журналы, которые действительно формируют на Западе общественное мнение.

«Большинство магнатов превратилось в ключевые фигуры в демократической игре, узаконив коррупцию, которая охватывает все слои общества. В декабре избирательная комиссия отвергла кандидатуру ультраправого политика Владимира Жириновского из-за того, что вторым номером в его партийном списке значился Анатолий Быков – один из наиболее активно разыскиваемых мафиози, которого обвиняют в отмывании денег». ( El Mundo. 24.03.2000).

«Его фамилия прямо соответствовала его прозвищу «Бык». Вместе со своими друзьями-спортсменами, он вошел в новую российскую экономику тогда, когда шли войны за раздел сфер влияния, и стал в ней заметной фигурой. В Красноярске есть кладбище, где похоронены многие из бывших соперников Быкова, - рассказывает автор английского фильма о Быкове, - По данным местной милиции, в начале 90-х погибло, по крайней мере, 30 лидеров преступных группировок. Но никому не было предъявлено обвинений в убийстве».

«Развернулось борьба за владение предприятием. За КрАЗ боролись компании, политики и преступные группировки России. «Было несколько попыток избавиться от меня… убить меня», говорит Быков. Но «Бык» одержал победу и в 1997 году стал председателем совета директоров КрАЗа, что позволило ему стать влиятельным политиком». (The Guardian. 29.11.99)

«КрАЗ является примером неблагополучия советской экономики: здесь тесно переплелась политики, криминал, отток капиталов и отмывание денег. В 1995 году главой КрАЗа становиться 39-летний Анатолий Быков. «Алюминиевая война» уже привела к гибели нескольких человек, а Быков обрел репутацию крестного отца криминальных группировок края».( Le Mond. 16.12.99)

«В постсоветской России, – как возможно ни в какой другой стране мира – пути организованной преступности и крупного бизнеса пересекаются, так, что непонятно, где заканчивается преступность и начинается законный бизнес. В том случае, если дело Быкова когда-нибудь дойдет до суда, оно может предоставить российским следователям возможность наконец-то прояснить этом вопрос».

«…Быков… - один из наиболее безжалостных преступников в жестокий нынешний век».

«…Быков начал свою деятельность в конце 80-х годов, предоставляя услуги по охране местных бизнесменов. Набрав команду молодых спортсменов, он обеспечил охрану местных бизнесменов от конкурентов. А в Красноярске сила всегда была нужна. Край стал ареной так называемых «алюминиевых войн», разгоравшихся за контроль над приватизированными металлургическими и алюминиевыми предприятиями. Жертвами этих войн стали более 30 человек. В начале 90-х годов возглавляемая Быковым организация принимала в этих войнах открытое участие. Самого Быкова обвиняют в том, что в сентябре 90-х годов он помог организовать заказное убийство одного бизнесмена».

«В постсоветской России ни заказные убийцы, ни превратившиеся в «бизнесменов» главари преступных группировок обычно не предстают перед судом. В своем недавнем интервью он выглядел очень уверенно и отрицал свою причастность к любой преступной деятельности. «Преступники сидят за решеткой», - с улыбкой заявил он. Теперь сам Быков находиться в тюрьме, по крайней мере? пока». (The Newsweek. 15.11.99)

«На Западе возврат по торговым операциям составлял, в лучшем случае, 1% или $5 за тонну металла, а здесь я увидел возможность зарабатывать по $200 за тонну», - объясняет Давид Рубен. (Глава Trans-World-gpoup)

Эти сверхъестественные прибыли были возможны в результате так называемой системы толлинга, формально одобренной российскими властями и распространенной в алюминиевой промышленности начиная с 1992 г. Толлинг предоставил финансовые льготы для возрождения погибающей алюминиевой промышленности, позволяя бизнесменам фактически брать в аренду алюминиевые заводы. Не облагаемое налогом сырье ввозилось из-за границы, перерабатывалось в алюминий, который затем, также, не облагаясь налогом, вывозился за границу. Заводы получали плату за переработку – немного, но достаточно для того, чтобы обеспечивать работой огромное количество низкооплачиваемой рабочей силы и развеять социальную напряженность. А тем временем бизнесмены, в данном случае братья Рубены и Лев Черной, гребли прибыли до $500 за тонну алюминия, который продавался на мировом рынке примерно за $1500. Симон Рубен говорит: «Дурак тот, кто не может получить как минимум 40% прибыли на работе с Россией».

«Толлинговые контракты и приобретение около 30% акций КрАЗа сделало Рубенов и Льва Черного к 1994 году доминирующей силой на заводе. Тем не менее, их приход к власти на заводе наткнулся на серьезное сопротивление.

«Нам также известно, что характер и структура этих организаций (ОПГ) весьма отличается от традиционной структуры и организации итальянской мафии. Российские группировки гораздо более обтекаемы, менее иерархичны и более безжалостны, и что особенно важно – гораздо более мобильны.»

«…красноярские убийства совершались за счет средств Trans-World. Всегда казалось достаточно странным, что никто из лиц, связанных с Trans-World, не оказывался жертвой насилия. И вполне понятно, что, утратив кусок прибыльного пирога, Рубены захотят его вернуть. Даже Террт Берк отмечает, что трое из убитых работали в компаниях, принявших на себя роль, до того, исполнявшуюся Львом Черным».

«Джоэл Бартоу, бывший агент ФБР, утверждает, что «ходят слухи, что Лев заказал эти убийства, но этого никто никогда не докажет»

«Тем не менее, через банковскую документацию нам удалось обнаружить, что Рубены совершили три платежа на сумму более чем 1 миллион долларов в 1996 году в адрес Анатолия Быкова, который считается крестным отцом местной красноярской мафии. Еще один царь сибирской преступности, недавно задержанный в Греции по обвинению в более чем десяти убийствах, в основном совершенных во время алюминиевых войн середины 90-х годов, утверждает, что эти убийства были совершены по указанию Быкова.

Несколько месяцев назад Лев Черной заявил нам, что у него «нет ни каких связей с Быковым». Но на КрАЗе, во время вынужденного ухода Рубенов, Быков каким-то образом из начальника охраны завода превратился в члены совета директоров в 1996 году, как раз тогда, когда он получил платежи от Trans-World. Вскоре после этого он стал председателем правления КрАЗа – а потом (на завод) вернулись и Рубены. Бушаев, со смехом, и, не подозревая об истинном смысле того, что он нам сказал для печати, заявил: «Мы перечислили эти деньги на его личный счет. Достаточная причина для возвращения». После полугодовой «охоты» на Быкова по всему земному шару, в 1999 году его арестовали в Венгрии, откуда он собирался вылететь в США. Месяц назад его переводят в российскую тюрьму, и его обвиняют в убийстве и отмывании денег. Однажды в телевизионном интервью Быков сказал: «Я всегда говорил, не рой другому могилу, сам в нее попадешь». Теперь Льву Черному предстоит ответить на вопрос стоимостью 1 миллион долларов: Субсидировали ли Trans-World убийства или же только подозреваемого убийцу? Для Рубенов, выписавших чеки, и клявшихся в неведении, эти вопросы весьма щекотливы. Подчиненные Льва называют эти платежи «комиссионными» за поставку сырья». (Fortune. 12.06.00)

«…руководство КрАЗа заявляет о том, что Лебедь хочет завладеть комбинатом, чтобы финансировать свою предвыборную кампанию, и отблагодарить своих друзей их «Альфа-групп». Таким образом, в этой экономико-криминальной истории появляется и банкир Петр Авен. Его компания, в свое время руководила заводом в Ачинске до того, как была вытеснена людьми Быкова. «Да, мы поможем Лебедю. Быков является олицетворением зла. Нельзя вести какие-либо дискуссии с преступниками», - говорит (Петр) Авен.(Le Mond. 16.12.99)

«Тех, кто знает, что такое жестокий мир российского бизнеса, вряд ли удивит, что… в октябре 1994 г. директор завода (Быков) просто вычеркнул их (TWG) из списка акционеров ударом пальца по клавиатуре.

С 1994 по 1998г. в Красноярске шла так называемая «Большая патриотическая война», в ходе которой местная мафия и директора завода ввязались в кровавую битву за контроль над заводом

Несколько десятков человек были убиты, в том числе и местные банкиры, криминальные авторитеты и руководящий состав завода. В числе жертв были как союзники, так и конкуренты Trans-World, …

В конце концов, Trans-World удалось себе вернуть контроль над заводом. Помогло вмешательство Лебедя, бывшего российского генерала, ставшего политиком. Лебедь был избран губернатором Красноярского края в 1998 г. при финансовой поддержке Черного.

Анатолий Быков, член совета директоров и акционер завода, также поддерживал возвращение Trans-World.» (Financial Times. 11.04.00)

«…после всех скандалов по отмыванию денег, Кремль пытается продемонстрировать свои серьезные намерения по борьбе с преступностью».

«Стремясь избежать уголовного преследования на родине, Быков проживал за рубежом. Несколько раз он давал телевизионные интервью»

«В прошлом месяце Быков предпринял попытку попасть в Думу по спискам партии ультранационалистического политика Жириновского. Таким образом, он намеревался получить парламентский иммунитет и избежать ареста» (New York Times. 02 .11.99)

«Стремление преступных главарей «баллотироваться в парламент представляет собой только один из многочисленных тревожных примеров, свидетельствующих о том, что преступные элементы и бизнесмены с сомнительной репутацией пытаются попасть в Государственную Думу на предстоящих выборах».

«В России законы столь несовершенны, теневая экономика столь значительна, вывоз капитала столь активен, а уход о налогов столь распространен, что само определение преступления не является таким четким, как на Западе».

«Ясно только, что место депутата гарантирует иммунитет от преследования по закону. Цель предоставления иммунитета заключается в том, чтобы защитить его обладателя от преследований за политические и другие убеждения. Однако, в первые годы дикого российского капитализма он приобрел другое предназначение – защищать от уголовного преследования.

Это очень тревожно, - заявляет независимый депутат Константин Боровой, - сегодня в Думе много представителей преступного мира, политическая деятельность которых ближе к преступности, чем к политике.»

«Нужно отменить иммунитет, - считает Боровой, - идея иммунитета связана с возможностью шантажировать депутатов». (The Washington Post. 14.11.99)

«Когда пограничник обнаружил его имя в списке Интерпола, Быков был задержан. Бывший боксер и преподаватель физкультуры не оказал сопротивления, заявив только о том, что он? как депутат регионального парламента? обладает иммунитетом».

«Если суд над ним (Быковым) действительно состоится, на процессе впервые будет предпринята попытка отделить оргпреступность от крупного бизнеса». (The Newsweek 14.11.99)

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *