Родина предков Обамы ждёт от него чуда

Победа на выборах американского президента Барака Обамы вызвала ликование в Африке. «Черный континент», особенно родина его предков Кения, искренне надеется на то, что первый темнокожий лидер США поможет ей выбраться из той ямы, в которой она до сих пор находится. Однако сомнительно, что Обама прислушается к мольбам африканцев.

Африка, особенно Кения, всерьез рассчитывает на то, что первый «цветной» президент США Барак Обама не забудет свою историческую прародину и сделает всё, чтобы она выбралась из состояния тяжелейшего кризиса. По мнению африканцев, надеяться на это у них есть все основания, поскольку его отец был одним из них.

Читайте: Китай стремительно "захватывает" страны третьего мира.

Африканские страны по показателям валового национального и внутреннего продуктов, за исключением ЮАР и северной части континента, находятся на последних местах в мире. Не является исключением и Кения. Большинство стран Африки, по сути, являются дешевыми сырьевыми придатками развитых стран. При этом в большинстве случаев наличие тех или иных месторождений полезных ископаемых служит причиной острых внутренних конфликтов, самые острые из которых наблюдается на сегодняшний момент в Демократической Республике Конго, Судане, Центрально-Африканской Республике, Чаде и др.

Интересен и другой показатель, говорящий об отсталости «Черного континента». Речь идет о грамотности населения. Так, на сегодняшний день не учится в школах почти половина детей тропической Африки, причем две трети из них – девочки. В свою очередь, это программирует сохранение её нынешней отсталости.

Тем не менее, в Африке, особенно в Кении, сильно надеются на то, что «Обама их не забудет». Впрочем, кое-кто относится к этому настороженно. И хотя эта страна не самая последняя в африканском списке, у неё довольно много проблем. Одна из них – острый политический кризис, обусловленный борьбой за власть и периодически проявляющийся во всей своей полноте. Как и в других африканских странах, здесь соперничают не партии, а верхушки тех или иных этнических групп, маскирующиеся под разными партийными личинами.

Читайте: Африканские сокровища: проклятие "Чёрного континента" .

Наглядным тому подтверждением служит последнее кровопролитие в стране, имевшее место после президентских выборов 27 декабря 2007 года между представителями этнической группы кикуйю, защищавшими своего ставленника, действующего президента Мваи Кибаки, и представителями луо (к которому принадлежал и отец Обамы), поддерживавшими своего проигравшего кандидата Раила Одинга. Страну захлестнула волна убийств, избиений и групповых изнасилований. Всего за время конфликта, продолжавшегося с конца декабря 2007 года по середину апреля 2008 года, погибло до 2500 человек, беженцами стали 250000 кенийцев.

И хотя насилие 2008 года удалось приостановить созданием коалиционного правительства, равновесие это довольно хрупкое, поскольку президентом страны стал столь нелюбимый представителями кикуйю Раил Одинга. Рано или поздно они попытаются вернуть себе полноту власти.

Многие удивлялись тому, что «стабильная страна» неожиданно стала местом острого политического противостояния. Те, кто когда-то бывал в этой стране туристами, приезжающими в поисках впечатлений от секс-туризма и общения с дикой природой на юг страны и не видящими трущобы севера и востока, не могут скрыть своего удивления. Ведь реалии этой экзотической страны сильно отличаются от того, что им показывают. Не все однозначно и с кенийской столицей. Несмотря на имидж Найроби как удобного для инвестиций города с разнообразной индустрией развлечений, он известен и другим своим названием - Nairobbery (от английского слова "robbery" – грабеж).

Нынешние проблемы Кении, как и многих других африканских стран, восходят ко временам завоевания независимости в 1963 году, когда новый президент страны Джомо Кениата объявил программу строительства «африканской демократической социалистической Кении», главным пунктом которой была «африканизация» и изгнание белых из власти и экономики. Европейцев, главным образом англичан, лишали земли, на которой пытались организовать колхозы. Однако без европейской техники и плодородные почвы быстро подвергались эрозии.

Дело в том, что исторически основную часть доходов Кения получала от сельского хозяйства, в том числе от экспорта кофе, сахарного тростника и чая. И с его развалом начались проблемы. Когда изгнали белых, африканцы принялись уничтожать друг друга. В 1963–68 годах шла повстанческая борьба этнических сомалийцев. Не успела она погаснуть, как монополизировавшие власть в стране кикуйю в 1969 году схватились за власть с луо. Вялотекущий этнический конфликт продолжался и в 1990-е гг.

Стоит заметить, что луо, занимающиеся главным образом рыбной ловлей и, в меньшей степени, фермерством и работами на предприятиях обрабатывающей промышленности, живут не только на западе Кении, но и на севере и востоке Уганды, на севере Танзании и на юге Судана. Луо являются третьей по численности этнической группой в Кении (13 процентов) после кикуйя (20) и лухья (17). При этом «народ Обамы» после «вспышки» 1969 года делил с кикуйю политическую власть.

Однако представители кикуйю, которых называют «Мафия Кении», постоянно пытались нарушить «статус-кво» по дележу власти с луо, представители которого оказывают им сопротивление. В 1982 году во время первого неудавшегося переворота представители луо во главе с Одинга погибло порядка двух тысяч человек. Столько же погибло во время выборных столкновений 1992 и 1997 гг.

До последнего времени между ними было хрупкое равновесие, и они умудрялись делить власть без кровопролития. Однако после президентских выборов 2002 года президент выдавил их из правительства. Теперь же луо изгнали кикуйю, и только таким образом им удалось вернуться во власть.

Кенийская газета Sunday Nation считает, что охватившее страну насилие обусловлено тем, что «в Кении практикуется жестокий, нечеловеческий вид капитализма, который поощряет яростное соревнование за выживание, богатство и власть. Те, кто не может добиться успеха в этом соревновании, живут, как животные, в трущобах». При этом значительная часть их обитателей приходится на «соотечественников» Обамы.

По статистике, в трущобах проживает почти две трети кенийского населения. Согласно докладу Общества международного развития (Society for International Development или SID), Кения занимает 10-е место среди стран мира с самым большим социальным неравенством и 5-е место по этому же показателю в Африке. При этом самые богатые граждане страны зарабатывают в 56 раз больше, чем беднейшие. Так, узкая олигархическая группа в 10 процентов кенийцев контролирует 42 процента национального богатства, тогда как 10 процентов беднейших обладают лишь 0,76 процентов этого богатства.

Неравенство распространено на все сферы жизни Кении - от образования до медицины. При этом даже на общем африканском фоне эта страна выделяется по уровню заболеваемости СПИДом не в лучшую сторону. Родственные Обаме луо находятся в более бедственном положении, чем кикуйю. Статистика ООН гласит: «Человек, родившийся в провинциях луо, умрет на 16 лет раньше, чем его соотечественник из племени кикуйю. Уровень иммунизации детей у первых наполовину ниже, чем у вторых».

Причина насилия в Кении, как и молитв на Обаму, связана с тем, что кенийцы, как и прочие африканцы, поддерживают на выборах своих кандидатов, зная, что они зависят от своего клана или племени. Поэтому, дескать, ему будут помогать. И представители кикуйю опасаются того, что Обама использует рычаги влияния сверхдержавы, чтобы восстановить «историческую справедливость» в отношении луо.

Но станет ли новый американский президент помогать своей далекой исторической «родине»? Это сомнительно, поскольку Обама, в раннем детстве оставленный отцом и никогда не бывавший в далекой Кении, не догадывается о том, что он должен кому-то помогать. Да и невдомёк тем же кенийцам, что власть африканского и американского президента сильно отличается. В первом случае речь идет о проекции власти деспота античной эпохи, украшенной современными атрибутами вроде «конституций» и «парламентов».

В отличие от представителей «африканской демократии», американский президент является скорее «топ-менеджером» с ограниченными возможностями, неспособным решать серьезные вопросы без одобрения Конгресса. Поэтому чуда от Обамы африканцы ждут напрасно.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить